Page 193 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 193
объясняет ученикам, что такое достоверность информации и как её оце-
нивать;
следит за возникающими рисками в работе и направляет усилия обу-
чающихся в нужное русло.
Тьютор
Слово «тьютор» (tutor) в переводе с английского – учитель, преподаватель,
репетитор, опекун, наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться,
оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж». Как пишет
исследователь В.В. Максимов, тьюторы появились еще в XII в. в Оксфордском,
чуть позднее в Кембриджском университетах с целью противопоставить узкона-
правленному процессу обучения студентов по определённому предметному на-
правлению возможность видеть и использовать весь потенциал богатой универси-
тетской среды и формировать собственные образовательные программы.111 Пози-
ция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс фор-
мирования каждым студентом собственной образовательной программы и дающе-
го консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы.
Тьютор:
создаёт условия для выявления, реализации и осмысления научно-
исследовательского, проектного интереса ребёнка;
помогает обучающемуся осознать собственные возможности и образо-
вательные перспективы;
помогает составить участникам проекта собственную траекторию дея-
тельности в контексте общего проекта;
выполняет роль «социального продюсера», который помогает обучаю-
щимся вывести свои образовательные проекты в социальную сферу;
создает условия для развития способностей обучающихся, необходимых
для успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач
за пределами обучающей системы, то есть помогает ученику превра-
титься в учащегося.
Фасилитатор
Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») слово
заимствовано из английского языка (производное от глагола to facilitate с при-
мерным значением «быть посредником»). В России данное понятие в настоящее
время широко не распространено, хотя во всём мире используется в течение по-
111 Максимов В. В. Институт тьюторства как образовательная стратегия // Россия в контек-
сте современных образовательных моделей: программа и тезисы международной конфе-
ренции. 1012 марта. Переделкино. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. – С. 60.
192