Page 188 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 188
ются итоги апробации всеми заинтересованными лицами, вносятся коррективы в
Положение о НООО, изменения в план работы).
8.4. Роли педагога в руководстве проектами
Осуществляя образовательный процесс, педагог выполняет определённые
педагогические действия, которые можно условно разделить на три составляю-
щие. Во-первых, педагог создаёт такую ситуацию для воспитанника, оказавшись в
которой последний испытывает, осознает, переживает дефицит опыта, объективно
значимого для его развития. Соответственно задача педагога помочь ребёнку в
стремлении ощутить смысл, мотив, потребность в собственном развитии: я этого
не знаю, но должен знать; я этого не умею, но должен уметь; я с этим не сталки-
вался в жизни, но вероятнее всего столкнусь.
Во-вторых, педагог выполняет функцию «детоводителя», переводящего
воспитанника через своеобразный барьер, именуемый зоной ближайшего разви-
тия. Суть этой зоны Л.С. Выготский видел в том, что ребёнку предлагается реше-
ние задач, которые он еще не может решить без помощи взрослого. Задача педаго-
га включить обучающегося в конкретную ситуацию, в которой он сможет пере-
жить события, чувства, совершить предметные или умственные действия, нравст-
венные поступки.
В-третьих, педагог совершает основное педагогическое действие, когда по-
могает учащемуся создать собственный индивидуальный продукт, получить лич-
ностный опыт и выработать собственную позицию, мнение.109
Проектная деятельность обучающихся осуществляется в рамках дидакти-
ческой цели, поставленной педагогом. Она касается образовательных результатов
обучающегося, на которого педагог воздействует. В данном случае цели могут
быть различными: приобретение обучающимися новых знаний по предмету, фор-
мирование определённых умений и навыков, научение способам познавательной
деятельности, развитие творческих способностей или критического мышления и
т.д. В целом дидактическая цель педагога заключается в формировании и развитии
ключевых компетенций обучающегося, достигаемых при помощи компетентност-
ного подхода в образовании создании условий, ситуаций, в которых разворачи-
вается процесс проектной деятельности обучающихся, а также в сопровождении
этой деятельности.
109 См.: Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – М.: Изда-
тельский центр «Академия», 2008. – С. 89.
187