Page 151 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 151

7.2. Источники исследования
               для проектов социально-гуманитарной направленности

        Исследовательский проект социально-гуманитарной направленности имеет
ценность прежде всего потому, что в ходе изучения проблемы учащиеся обраща-
ются к источникам, изучение которых помогает глубже понять проблему, оценить
состояние изученности проблемы, сделать обоснованные выводы.

        Исторические источники – письменные, вещественные или устные сви-
детельства, характеризующие ту или иную историческую эпоху. В настоящее
время общепринято делить источники на письменные, вещественные, этнографи-
ческие, устные, или фольклорные, лингвистические, фото- и кинодокументы.

        Вещественные (материальные) исторические источники – это орудия тру-
да, архитектурные и технические сооружения, предметы быта, произведения ис-
кусства и др.

        Письменные исторические источники – это официальные материалы (до-
кументы государственных учреждений, общественных организаций, международ-
ные договоры и др.), документы исторического характера (хроники, анналы, ле-
тописи, исторические сочинения), публицистика, материалы периодической печа-
ти, личные материалы (переписка, записки, воспоминания), документы литера-
турного жанра как исторические памятники своей эпохи (проза, поэзия, драма,
эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и другие произведения художе-
ственной литературы и др.).

        Устные (фольклорные) источники – сказания, песни легенды, а также мате-
риалы так называемой «устной истории» – зафиксированные на бумаге или в маг-
нитофонной записи рассказы участников или очевидцев исторических событий.

        Исторические источники могут быть первичными и вторичными.
К первичным историческим источникам относят документы, материалы, относя-
щиеся к конкретной исторической эпохе и имеющие оригинальный характер. Ко
вторичным историческим источникам относятся источники, в которых описыва-
ются материалы и документы, носящие оригинальный характер.

        На основании указанных источников учащиеся могут выполнить научно-
исследовательские работы (проекты), связанные с анализом программ политиче-
ских партий России в прошлом и настоящем, созданием описей предметов быта в
местном музее, составлением путеводителя с описанием православных храмов в
местности проживания, отслеживанием какой-либо тематики на страницах перио-
дической печати, записями воспоминаний земляков – очевидцев конкретных со-
бытий (Великая Отечественная война, освоение целины, строительство города,
война в Афганистане и др.) и т.д.

        Фотодокументы, кинодокументы – документальные источники, на осно-
вании которых создается образ той или иной эпохи. Используя данный вид источ-

                                                         150
   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156