Page 149 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 149
Часть 7. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ
7.1. Методы исследования,
применяемые в проектах социально-гуманитарной направленности
При проведении конкретно-исторических исследований учащиеся могут
обратиться к следующим методам: 97
синхронный (гр. sinchronismos – совпадение по времени) – изучение
процессов, явлений, событий, происходивших в одно и то же время, к примеру,
процессы централизации в Европе и на Руси;
хронологический (гр. chronos – время, logos – понятие, мысль, разум) –
рассмотрение исторических событий, процессов, явлений во времени; к примеру,
при изучении процесса формирования и развития тех или иных отраслей науки и
техники;
диахронный – анализ изменений структуры объекта во времени (к при-
меру, учащиеся могут исследовать изменения сознания россиян в дореволюцион-
ной и постреволюционной России);
метод исторических параллелей – рассмотрение схожих процессов,
тенденций в различные времена, в различных странах и др. (в качестве примера
можно предложить такие темы, как «Налоговая реформа княгини Ольги и преоб-
разования периода НЭПа: связь времен», «Великая французская революция и Ок-
тябрь 1917 г. в России: общее и различное»);
метод исторического моделирования (см.: Моделирование);
метод актуализации – вычленение сущностных сторон явлений, про-
цессов, событий, имеющих актуальность в различных средах и обстоятельствах (к
примеру, роль вождя в первобытном обществе и условиях тоталитарного режи-
ма);
ретроспективный метод – изучение тенденций, сложившихся за опреде-
ленный период в прошлом (как рост дворянских привилегий в XVIII в. повлиял на
социально-экономическое развитие России в XIX в.);
сравнительно-исторический метод (исторический подход к анализу и
оценке важнейших категорий, сравнение различных исторических периодов, рас-
смотрение проблемы в динамике, выявление изменений, происходящих на протя-
жении определенных исторических периодов и др.).
97 См. подробнее: Лернер Я. И. Развитие мышления учащихся в процессе обучения исто-
рии. – М.: Просвещение, 1982; Петров А. В. Особенности учебного познания истории:
учеб. пособие. – СПб., 1995.
148