Page 150 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 150

При проведении исследования по общественно-политической проблеме
можно обратиться к методам конкретно-социологического исследования и срав-
нительно-правового исследования, методу экстраполяции, статистическому мето-
ду и др.

        Методы конкретно-социологического исследования – личное наблюдение,
устные опросы, беседа, изучение деятельности, анкетирование, статистическая
обработка фактического материала.

        Метод сравнительно-правового исследования – способ исследования одно-
го или нескольких институтов права, имеющих сходные или различные признаки
на уровне муниципальных образований, субъектов Федерации, различных стран).

        К примеру, крайне любопытно сравнить социальный состав Государствен-
ных Дум России в начале и в конце XX – начале XXI в. Среди депутатов I Госу-
дарственной Думы на 1 июня 1906 г. было 25 рабочих (5,6%), 23 народных учите-
ля (5,1%), 19 врачей (4,1%), 5 инженеров (1,1%), 1 студент (0,2%). В Государст-
венной Думе третьего созыва (1999) – 2 рабочих, 4 фермера, 1 учитель, 2 врача.98
Основную массу депутатов современной Государственной Думы составляют биз-
несмены, топ-менеджеры, журналисты, представители общественных организа-
ций и др.

        Школьники могут провести исследования и сделать самостоятельные вы-
воды по данной проблеме.

        Метод экстраполяции – распространение знаний о какой-то части объек-
тов, явлений на другие их части или на совокупность объектов в целом, перенос
знаний о прошлых событиях на события будущего. Экстраполяция представляет
собой разновидность индукции. К примеру, исследуя цены на товары первой не-
обходимости в определенный период, можно спрогнозировать их процентный
рост в будущем. Метод экстраполяции широко применяется в социологии, когда
данные, полученные в результате исследования некоторой выборки, распростра-
няются на всю генеральную совокупность.

        Статистический метод – изучение массовых явлений на основе количест-
венной информации, анализируемой в неразрывной связи с их качественным со-
держанием. Применяя этот метод, учащиеся могут обратиться к основным стати-
стическим приемам: табличному, выборочному, группировке, методу средних
величин.

        Все указанные выше методы тесно связаны друг с другом, и каждый из них
может применяться в сочетании с другими.

98 Пылин В. В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учеб.-
практич. пособие. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – С. 71.

                                                         149
   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155