Page 156 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 156

 обратить внимание на справочный аппарат (предметный, именной, гео-
графический и другие указатели, рисунки, таблицы, схемы, диаграммы, по кото-
рым можно судить о глубине и характере изложения вопроса).99

        На следующем этапе следует более детально познакомиться с содержанием
отобранной литературы. На основании изученной литературы необходимо подго-
товить историографический анализ проблемы (какими авторами и как данная
проблема освещалась, как менялись оценки и взгляды на данную проблему, сте-
пень изученности проблемы, какое поле данной проблемы недостаточно глубоко
изучено и т.д.). Как правило, анализ литературы позволяет более точно выделить
проблему исследования, сформулировать его цель и задачи.

                       7.4. Составление плана (структуры) работы

        В результате предварительного просмотра литературы учащийся получает
общее представление об объеме предстоящей работы. Вместе с руководителем он
может выделить ключевые вопросы, на которые предстоит получить ответ, опре-
делить порядок их рассмотрения и составить рабочий план (в ходе написания ис-
следования этот план может быть уточнен).

        План работы может быть простым (содержать основные пункты) и слож-
ным (иметь главные и раскрывающие их второстепенные пункты). Основные
пункты нумеруются римскими цифрами, подчиненные им – арабскими цифрами
или буквами.

        В основу плана могут быть положены:
        а) проблемный принцип (к примеру, глава 1 «Ограничения избирательных
прав граждан в России»; глава 2 «Ограничения избирательных прав граждан в
зарубежных странах»; глава 3 «Степень демократичности избирательных систем
России и других государств мира: сравнительный анализ групп электората»);
        б) хронологический принцип (к примеру, глава 1 «Институт президентства
в России в 1990-е гг.»; глава 2 «Институт президентства в России в начале
XXI в.»);
        в) тот и другой принцип, вместе взятые (к примеру, глава 1 «Проблемы из-
бирательного права в СССР в 1920–1930-е гг.; глава 2 «Проблемы избирательного
права в СССР в 1950–1970-е гг.»; глава 3 «Проблемы избирательного права в со-
временной России»).
        В соответствии с планом идет накопление, структурирование материала,
определяется деление текста на логические соподчиненные элементы и дается
название частям работы, составляется оглавление (содержание).

99 Воронцов Г. А. Работа над рефератом. – С. 19–20.
                                                         155
   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161