Page 155 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 155

изучают издания последних лет, так как в них дается обзор источников по про-
блеме, представлена историография изучения проблемы. На следующем этапе
необходимо изучить издания более раннего периода.

        Для составления необходимо списка литературы и дальнейшего знакомства
с ней нужно обратиться к справочно-библиографическим указателям в школьной,
районной, городской библиотеке. Справочные каталоги, как правило, бывают не-
скольких видов:

        а) алфавитный, в котором карточки расположены в алфавитном порядке по
фамилии автора или по заглавию книги (используется при поиске определенной
книги);

        б) систематический, в котором карточки сгруппированы в логическом по-
рядке по отдельным отраслям знаний (общественные науки, культура, просвеще-
ние, справочные издания и др.)

        в) предметный, рубрики которого делят литературу по ее содержанию: по
отдельным предметам (направлениям).

        Каждая отдельная книга имеет свой индекс (шифр), который нужно выпи-
сать, чтобы быстрее получить необходимое издание для работы.

        Современные электронные каталоги построены по этим же принципам, по-
этому не нужно бояться пользоваться ими.

        При первом знакомстве с определенной книгой нужно придерживаться
следующего порядка:

         внимательно прочитать титульный лист (а не обложку), где напечатаны
фамилия автора, название книги, место и год издания;

         ознакомиться с аннотацией, которая дает самые общие представления
об авторе и содержании книги (к сожалению, в последнее время очень часто анно-
тации в книге отсутствуют или их содержание не позволяет судить о книге в це-
лом);

         ознакомится с оглавлением (логическим планом произведения), позво-
ляющим получить сведения о том, о чем и в какой последовательности написано в
книге;

         прочитать введение, чтобы представить содержание книги, ее назначе-
ние и цель, понять позицию автора и др.;

         познакомиться с основным содержанием произведения, прочитав неко-
торые отрывки из него, абзацы, наиболее ценные и интересные разделы;

         просмотреть заключение к книге, в котором в кратком виде формули-
руются основные тезисы, изложенные в тексте.

                                                         154
   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160