Page 9 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 9

правленный характер культурная идентичность приобретает в тех
случаях, когда происходит осознание собственного «Я» через полу-
чение знаний о культуре, к которой человек принадлежит, и соотне-
сение себя с «другими» – теми, кто относится/не относится к данной
культурной общности (создается «Я-образ»). В «Я-образ» входят
представления человека о самом себе: о своем внешнем облике, о
личностных качествах, способностях, характере. Одной из задач пе-
дагога является способствование формированию позитивного «Я-
образа», и, как следствие, позитивной культурной идентичности.

  Путь формирования культурной идентичности можно предста-
вить как путь по освоению последовательно раскрывающихся про-
странств, в ходе которого и происходит процесс идентификации и
выбора ориентиров.

  Самое близкое пространство – пространство личности (его мож-
но обозначить как «Я–пространство») раскрывается через обраще-
ние к человеку как таковому, через подчеркивание его отличитель-
ных черт и личностных качеств. Идея, лежащая в основе обращения
к «Я–пространству»: дать ребенку возможность, с одной стороны,
ощутить собственную уникальность, с другой стороны, открыть для
себя мир родных и близких ему людей в том числе и как смыслоз-
начимый, как мир, в котором деятельностное начало, свойственное
ребенку, может быть реализовано.

  Личность человека проявляется через близкий ему мир – мир род-
ного дома («Мое пространство» создано близкими мне людьми и
продолжает созидаться в том числе и мною) как легко осваиваемое.

  Таким образом, мы обнаруживаем два не совпадающих целиком,
но ценностно-значимых пространства – социальное пространство
(близкие ребенку люди – родители, братья и сестры, бабушки и де-
душки, родственники, друзья) и пространство, «географически при-
вязанное», – дом (родной дом, в котором ребенок вырос, в котором
живет вместе со своей семьей). По сути, оба эти пространства могут
быть обозначены как «домашнее пространство». Достаточно вспом-
нить основные смыслы самого слова «дом», который рассматривает-
ся как «близкое пространство», место, где живет человек и его семья,
где он чувствует себя защищенным не только от природных стихий,
но и от невзгод и бед. В русской культуре дом понимается и как стро-

                                                                                          9
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14