Page 8 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 8

исторический материал, лингвистическое – языковые особенности
      диалектов, существующих в данной местности. Ряд исследователей
      считают, что можно расширить спектр краеведческих исследований
      за счет искусствоведческого краеведения, но это направление, на
      наш взгляд, является спорным.

        Отдельно необходимо отметить педагогический потенциал кра-
      еведения, его воспитательное значение. Изучение родного края
      воспитывает бережное отношение к природе и истории. Памятуя
      старинную поговорку «Своя земля и в горсти мила», краеведческие
      изыскания создают условия для становления гражданина, ответст-
      венно относящегося к окружающему его миру. Не случайно сегодня
      к краеведческим исследованиям примыкают экологические и куль-
      турно-охранные направления деятельности. Особое место занима-
      ет т.н. школьное краеведение, призванное развивать интерес к куль-
      туре места, предлагая учащимся выход «за границы учебников» – в
      реальную жизнь.

        Отличительной особенностью краеведческих исследований ста-
      новится личная заинтересованность исследователя, ценностное от-
      ношение к «месту жизни», история которого воспринимается как
      неотъемлемая часть личной истории. Категория «свой край» вклю-
      чает и такой важный аспект как непосредственная доступность на-
      блюдению и изучению, связанная с близостью предмета изучения и
      исследователя.

        Изучение культуры родного края рассматривается как условие
      для формирования социально ответственной личности, осозна-
      ющей ценности культуры и стремящейся в своей деятельности их
      развивать и приумножать.

        Как известно, основой формирования духовно-нравственного и
      гражданско-патриотического воспитания выступает культурная
      идентичность, которая опирается на сформированный образ лич-
      ностного «Я». Процесс формирования культурной идентичности
      может носить стихийный или направленный характер. Под стихий-
      ным мы понимаем ненаправленный процесс формирования куль-
      турной идентичности, который связан с социальным окружением
      растущего человека, его повседневной жизнью в семье и обуслов-
      лен характером социальных взаимодействий и коммуникаций. На-
8
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13