Page 8 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 8
исторический материал, лингвистическое – языковые особенности
диалектов, существующих в данной местности. Ряд исследователей
считают, что можно расширить спектр краеведческих исследований
за счет искусствоведческого краеведения, но это направление, на
наш взгляд, является спорным.
Отдельно необходимо отметить педагогический потенциал кра-
еведения, его воспитательное значение. Изучение родного края
воспитывает бережное отношение к природе и истории. Памятуя
старинную поговорку «Своя земля и в горсти мила», краеведческие
изыскания создают условия для становления гражданина, ответст-
венно относящегося к окружающему его миру. Не случайно сегодня
к краеведческим исследованиям примыкают экологические и куль-
турно-охранные направления деятельности. Особое место занима-
ет т.н. школьное краеведение, призванное развивать интерес к куль-
туре места, предлагая учащимся выход «за границы учебников» – в
реальную жизнь.
Отличительной особенностью краеведческих исследований ста-
новится личная заинтересованность исследователя, ценностное от-
ношение к «месту жизни», история которого воспринимается как
неотъемлемая часть личной истории. Категория «свой край» вклю-
чает и такой важный аспект как непосредственная доступность на-
блюдению и изучению, связанная с близостью предмета изучения и
исследователя.
Изучение культуры родного края рассматривается как условие
для формирования социально ответственной личности, осозна-
ющей ценности культуры и стремящейся в своей деятельности их
развивать и приумножать.
Как известно, основой формирования духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания выступает культурная
идентичность, которая опирается на сформированный образ лич-
ностного «Я». Процесс формирования культурной идентичности
может носить стихийный или направленный характер. Под стихий-
ным мы понимаем ненаправленный процесс формирования куль-
турной идентичности, который связан с социальным окружением
растущего человека, его повседневной жизнью в семье и обуслов-
лен характером социальных взаимодействий и коммуникаций. На-
8