Page 11 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 11
живания культуры приводит к активной социально-культурной де-
ятельности в дальнейшем.
Другой вариант. Ребенок принимает представленные сведения
как данность, они становятся частью его информационного багажа.
Возможно, когда-нибудь в дальнейшем эта информация актуализи-
руется как ценностно-значимая, возможно, так и останется не во-
стребованной. В обоих случаях информация выполняет свою роль
ориентира в культурном пространстве.
Таким образом, в образовательной ситуации реализуются оба со-
ставных компонента содержания образования: информационная
составляющая («знания») и ценностно-ориентирующая на пути ос-
воения культурного пространства. В своем единстве они могут быть
рассмотрены как условия формирования позитивной идентично-
сти. Мы понимаем, что выбор жизненной стратегии, собственного
образа является внутренней потребностью личности и поэтому не
может определяться извне. Поэтому мы лишь предлагаем путь, на
котором, как нам кажется, возможно обрести себя как человека куль-
туры (или человека с положительной культурной идентичностью).
Осознание своей культурной идентичности ребенком или под-
ростком происходит в урочной и внеурочной деятельности. Важ-
ными условиями формирования позитивной культурной идентич-
ности выступают эмоционально-положительный фон, на котором
происходит получение информации о культуре; положительное
восприятие своих близких и самого себя как носителей культуры;
успешное усвоение ценностно-нормативной основы культуры; го-
товность транслировать ценности культуры, участвуя в продуктив-
ных видах деятельности, одной из которых, без сомнения, выступа-
ет краеведческая работа.
Можно выделит ряд методов, используемых в процессе изучения
своего края:
– источниковедческий, связанный с анализом различных опубли-
кованных и неопубликованных источников об изучаемой террито-
рии с целью получения предварительных сведений;
– картографический, позволяющий создать целостное простран-
ственное представление об изучаемом объекте;
– статистический, связанный с отбором необходимых количест-
11