Page 6 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 6
Краеведческая работа в школе
Для создания целостной картины жизни отдельных территорий
страны необходимы междисциплинарные исследования, интегри-
рующие различные аспекты изучения, опирающиеся на представле-
ние о культуре как уникальной форме бытия человека в конкретных
историко-географических условиях. Эти исследования находятся в
поле региональной культурологии.
Появление региональной тематики в научных исследованиях
можно рассматривать в том числе и как развитие краеведческих
исследований. Краеведение сегодня можно рассматривать как дву-
направленный процесс: с одной стороны, это изучение различных
видов деятельности людей, проживающих на отдельно взятой тер-
ритории, с другой, как специфическую форму деятельности по из-
учению отдельных аспектов человеческой жизни.
Краеведческая деятельность развивается еще с XVIII–XIX в., когда
на волне интереса к «месту жизни» начинается изучение природ-
но-климатических, историко-археологических, этнографических
особенностей отдельных районов России, разрабатываются школь-
ные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»).
Изучение истории родного края становится основой для патриоти-
ческого воспитания. Не случайно особое место в концепции «на-
родного воспитания» К. Ушинского уделяется именно краеведению.
Значение краеведческих изысканий состоит в том, что в них вовле-
калось довольно большое число людей, не профессионально зани-
6