Page 14 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 14

ографии переходят к экономико-географической характеристике
      изучаемой области: выявляются особенности административного
      деления, определяется численность населения, изучаются трудовые
      ресурсы области и своего района, характеризуются промышленные
      и топливно-энергетические ресурсы. Изучение всех этих вопросов
      позволяет выйти на более высокий уровень изучения территории
      – осмысление ее экологических, экономических проблем, создает
      возможность самостоятельного анализа учащимися окружающей
      жизни. Педагоги обращают внимание на тот факт, что краеведче-
      ская проблематика преобладает в организации внеурочной деятель-
      ности учащихся и предполагается на протяжении всего процесса
      изучения географии (с 5 по 9 класс).

        Современные исследователи, анализируя направления краеведе-
      ния, отмечают, что можно говорить о расширительном толковании
      самой категории «историческое краеведение», включая в него архе-
      ологическое, этнографическое, искусствоведческое, архитектурное,
      литературное краеведение и генеалогию. Обращаясь к школьному
      краеведению, подчеркивается, что изучение литературы по краеве-
      дению, знакомство с историческими памятниками, почитаемыми
      местами, интересными людьми и сбор материалов о них, изучение
      собственного родословия позволяет представить место своей жиз-
      ни как ценностно-значимое.

        Интересен тот факт, что краеведческие исторические исследова-
      ния примыкают сегодня к такому направлению в исторической на-
      уке, как культура повседневности. Обращаясь к бытовой стороне
      жизни, изучая реалии существования людей, накапливая этногра-
      фический материал, краеведы способствуют развитию историче-
      ских исследований.

        Краеведение можно рассматривать в том числе и как междисци-
      плинарное знание, сочетающее различные виды и формы изучения
      отдельной местности. Действительно, работа по сбору предметов
      быта способствует изучению народной культуры; запись местных
      диалектов, фольклорных текстов, фиксация местных преданий и
      воспоминаний старожилов обогащает представления о духовной куль-
      туре края, сбор сведений о памятных местах и отдельных археологиче-
      ских, архитектурных, скульптурных памятниках позволяет более вни-
14
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19