Page 14 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 14
ографии переходят к экономико-географической характеристике
изучаемой области: выявляются особенности административного
деления, определяется численность населения, изучаются трудовые
ресурсы области и своего района, характеризуются промышленные
и топливно-энергетические ресурсы. Изучение всех этих вопросов
позволяет выйти на более высокий уровень изучения территории
– осмысление ее экологических, экономических проблем, создает
возможность самостоятельного анализа учащимися окружающей
жизни. Педагоги обращают внимание на тот факт, что краеведче-
ская проблематика преобладает в организации внеурочной деятель-
ности учащихся и предполагается на протяжении всего процесса
изучения географии (с 5 по 9 класс).
Современные исследователи, анализируя направления краеведе-
ния, отмечают, что можно говорить о расширительном толковании
самой категории «историческое краеведение», включая в него архе-
ологическое, этнографическое, искусствоведческое, архитектурное,
литературное краеведение и генеалогию. Обращаясь к школьному
краеведению, подчеркивается, что изучение литературы по краеве-
дению, знакомство с историческими памятниками, почитаемыми
местами, интересными людьми и сбор материалов о них, изучение
собственного родословия позволяет представить место своей жиз-
ни как ценностно-значимое.
Интересен тот факт, что краеведческие исторические исследова-
ния примыкают сегодня к такому направлению в исторической на-
уке, как культура повседневности. Обращаясь к бытовой стороне
жизни, изучая реалии существования людей, накапливая этногра-
фический материал, краеведы способствуют развитию историче-
ских исследований.
Краеведение можно рассматривать в том числе и как междисци-
плинарное знание, сочетающее различные виды и формы изучения
отдельной местности. Действительно, работа по сбору предметов
быта способствует изучению народной культуры; запись местных
диалектов, фольклорных текстов, фиксация местных преданий и
воспоминаний старожилов обогащает представления о духовной куль-
туре края, сбор сведений о памятных местах и отдельных археологиче-
ских, архитектурных, скульптурных памятниках позволяет более вни-
14