Page 10 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 10
ение, и как вселенная (модель мира), и как хозяйственная единица.
Если ближнее пространство ребенок воспринимает по преимуще-
ству через себя самого, то следующий круг своим центром может
содержать дом. Дом одновременно выступает и как социокультур-
ная категория и как пространственная доминанта, размыкающая
пространство дальше и глубже: географически – в город (деревню,
поселок), в котором живет человек, социально – обращаясь к тем
людям, которые жили и живут в данном населенном пункте.
Следующий круг – регион. В центре круга – населенный пункт, в
котором проживает ребенок, его близкие. Освоение пространства
региона начинается относительно родного города (деревни, по-
селка).
Поскольку пространство культуры является пространством пос-
тоянно расширяющимся, представленная схема может быть допол-
нена пространством страны, мира, углублена историческими реа-
лиями и перипетиями, осложнена множественными социальными
связями и контактами. Безусловно, освоение этого пространства в
школьные годы только начинается, а продолжается на протяжении
всей жизни.
Результатом освоения этих пространств становится символиза-
ция. Символизацию можно рассматривать как способ «наделения»
окружающего мира смыслами. Процесс символизации означает, что
пространство маркировано человеком, что из неизвестного (угро-
жающего в силу своей неосвоенности) или нейтрального (индиф-
ферентного по отношению к человеку) оно становится освоенным
и ценностно-значимым. Это тем более важно, что в процессе сим-
волизации происходит не только «узнавание» культуры, но и ее
«присвоение». По сути, осваивая пространства личности – дома –
региона – страны человек становится человеком культуры. Он осоз-
нает свою связь с родной культурой, начинает себя понимать как ее
представителя (процесс обретения идентичности).
Способ освоения-присвоения пространства может идти в не-
скольких направлениях: человек знакомится с окружающим миром
(информационная составляющая доминирует), если информация
оставит у ребенка след в душе, на следующем этапе он сам захочет
продолжать двигаться по этому пути. Этот путь внутреннего про-
10