Page 10 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 10

ение, и как вселенная (модель мира), и как хозяйственная единица.
        Если ближнее пространство ребенок воспринимает по преимуще-

      ству через себя самого, то следующий круг своим центром может
      содержать дом. Дом одновременно выступает и как социокультур-
      ная категория и как пространственная доминанта, размыкающая
      пространство дальше и глубже: географически – в город (деревню,
      поселок), в котором живет человек, социально – обращаясь к тем
      людям, которые жили и живут в данном населенном пункте.

        Следующий круг – регион. В центре круга – населенный пункт, в
      котором проживает ребенок, его близкие. Освоение пространства
      региона начинается относительно родного города (деревни, по-
      селка).

        Поскольку пространство культуры является пространством пос-
      тоянно расширяющимся, представленная схема может быть допол-
      нена пространством страны, мира, углублена историческими реа-
      лиями и перипетиями, осложнена множественными социальными
      связями и контактами. Безусловно, освоение этого пространства в
      школьные годы только начинается, а продолжается на протяжении
      всей жизни.

        Результатом освоения этих пространств становится символиза-
      ция. Символизацию можно рассматривать как способ «наделения»
      окружающего мира смыслами. Процесс символизации означает, что
      пространство маркировано человеком, что из неизвестного (угро-
      жающего в силу своей неосвоенности) или нейтрального (индиф-
      ферентного по отношению к человеку) оно становится освоенным
      и ценностно-значимым. Это тем более важно, что в процессе сим-
      волизации происходит не только «узнавание» культуры, но и ее
      «присвоение». По сути, осваивая пространства личности – дома –
      региона – страны человек становится человеком культуры. Он осоз-
      нает свою связь с родной культурой, начинает себя понимать как ее
      представителя (процесс обретения идентичности).

        Способ освоения-присвоения пространства может идти в не-
      скольких направлениях: человек знакомится с окружающим миром
      (информационная составляющая доминирует), если информация
      оставит у ребенка след в душе, на следующем этапе он сам захочет
      продолжать двигаться по этому пути. Этот путь внутреннего про-
10
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15