Page 13 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 13

Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает корен-
ные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом опреде-
ляет представление о месте своего родного «края» в регионе, в Рос-
сии в целом» [см. подробнее: Шмидт С.О. Краеведение – это всегда
краелюбие. URL: http://his.1september.ru/2004/22/4.htm].

  Обозначим направления краеведческих исследований, реализуе-
мые в современной школе. Это географические краеведческие ис-
следования, связанные с изучением природного территориального
комплекса; исторические исследования, связанные с историей по-
вседневности, отдельными событиями, происходившими в данном
месте, судьбами отдельных семей, с историями семей и родослов-
ных; лингвистические, обращающиеся к изучению диалектных осо-
бенностей языка в данной местности; историко-культурные, свя-
занные с изучением памятников истории и культуры.

  Традиционно краеведческая работа в школе осуществляется на
уроках и во внеурочной деятельности. В ходе изучения тех или иных
предметов (истории, географии, литературы, мировой художествен-
ной культуры) учитель может обращаться к материалу, непосредст-
венно связанному с определенной местностью. Так, при изучении
темы в курсе истории или мировой художественной культуры «Раз-
витие гражданского строительства в России в XVI–XVIII в.» имеет
смысл при обращении к истории возникновения русских городов
вспомнить об уральских городах XVI – XVIII вв. Однако ограничен-
ность времени урока не позволяет более или менее объемно пред-
ставлять краеведческий материал, поэтому он становится одной из
форм организации внеурочной деятельности, сочетая в себе обра-
зовательную и воспитательную составляющие.

  При изучении географии важное место отводится полевым ис-
следованиям, включающим изучение природно-территориальных
комплексов окружающей местности. Предлагается с помощью
картографических материалов дать оценку географического по-
ложения своей местности по отношению к ближайшим крупным
физико-географическим и экономико-географическим объектам;
изучается геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые;
рассматриваются климатические особенности; обращается вни-
мание на растительный и животный мир края. От физической ге-

                                                                                         13
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18