Page 4 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 4
истории и культуры, формированию исторического мышления.
Педагогическая задача преподавания курса состоит не только в
том, чтобы раскрыть развитие региональной культуры на приме-
ре Урала как процесс, обладающий своей логикой и закономерно-
стями, обусловленный внешними (политики, влияния столичной
культуры) и внутренними (природно-географическими, социаль-
но-экономическими, историко-культурными, этническими, рели-
гиозными) факторами, но и в том, чтобы обозначить для молодых
людей, каким образом пространство региона может стать полем для
самореализации и творческой деятельности.
Учебный курс, посвященный культуре Урала, долгое время суще-
ствовал в общем образовании и в профессиональном педагогиче-
ском и носил интегративный характер. В общем образовании в его
основе лежала идея освоения культурного пространства региона
как места жизни, поэтому акцент делался на линейно-историческом
изложении материала, последовательно раскрывая образы Урала и
феномены художественной культуры. Изучение художественной
культуры Урала велось по двум направлениям: изучались основные
проблемы, связанные с существованием художественной культуры
Урала до начала ХХ в., стремясь сопрягать историческое измерение
культуры и современное бытие сегодняшних жителей края; проис-
ходило обращение к изучению художественной культуры Урала в
ХХ в., основной акцент при этом делался на понимании социокуль-
турных процессов и механизмов функционирования художествен-
ной культуры, рассматривалось, какое отражение и выражение они
нашли в художественной культуре Урала.
Изучение региональной культуры велось, а в некоторых образо-
вательных организациях продолжается и поныне, как составная
часть курса мировой художественной культуры. В связи с введе-
нием новых ФГОС и изменениями в учебных планах и образова-
тельных программах отдельных курсов по региональной культуре
в большинстве школ нет. Материалы по истории и культуре Урала
сегодня становятся основой для организации внеурочной и внеш-
кольной деятельности – проектной, экспедиционной, туристско-
краеведческой.
В профессиональном педагогическом образовании учебный курс
4