Page 12 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 12

венных показателей, характерных для данной местности;
        – визуального наблюдения, включающий в себя не только наблюде-

      ние отдельных явлений, но и фиксацию их с помощью технических
      средств;

        – методы анкетирования и интервьюирования, позволяющие со-
      бирать разнообразную информацию в процессе опосредованного
      или непосредственного общения;

        – метод полевых исследований, дающий возможность непосредст-
      венно изучать отдельные объекты.

        Не все эти методы используются в краеведческих исследованиях
      в комплексе. Зачастую отдается предпочтение одним перед други-
      ми. Так, например, изучение опубликованных и неопубликован-
      ных (архивных) источников по преимуществу используется в русле
      исторического краеведения, статические методы в большей степени
      свойственны историко-экономическим или географо-экономиче-
      ским исследованиям, а метод полевых исследований в различной
      степени применяется для сбора этнографического, фольклорного,
      диалектологического материала.

        Чтобы краеведческое исследование носило системный, опира-
      ющийся на логику научного исследования характер, необходимо
      учитывать направление краеведческой работы (географическое,
      историческое, литературное, лингвистическое или другое), опреде-
      литься с темой исследования, выбрать район исследования, сформу-
      лировать цель и задачи исследования своей местности, разработать
      программу краеведческих исследований территории применитель-
      но к ее особенностям, выбрать методы исследования. Важным ком-
      понентом краеведческого исследования будет представление его ре-
      зультатов в форме отчета, статьи, доклада.

        Преподаватели различных учебных дисциплин используют крае-
      ведческую проблематику с целью «приблизить» предмет изучения
      к реалиям окружающей жизни. Академик С. О. Шмидт вй статье
      «Краеведение – это всегда краелюбие» писал: «Воспитание краеве-
      дением подразумевает не только обучение и распространение зна-
      ний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и до-
      стопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о
      его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.
12
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17