Page 12 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 12
венных показателей, характерных для данной местности;
– визуального наблюдения, включающий в себя не только наблюде-
ние отдельных явлений, но и фиксацию их с помощью технических
средств;
– методы анкетирования и интервьюирования, позволяющие со-
бирать разнообразную информацию в процессе опосредованного
или непосредственного общения;
– метод полевых исследований, дающий возможность непосредст-
венно изучать отдельные объекты.
Не все эти методы используются в краеведческих исследованиях
в комплексе. Зачастую отдается предпочтение одним перед други-
ми. Так, например, изучение опубликованных и неопубликован-
ных (архивных) источников по преимуществу используется в русле
исторического краеведения, статические методы в большей степени
свойственны историко-экономическим или географо-экономиче-
ским исследованиям, а метод полевых исследований в различной
степени применяется для сбора этнографического, фольклорного,
диалектологического материала.
Чтобы краеведческое исследование носило системный, опира-
ющийся на логику научного исследования характер, необходимо
учитывать направление краеведческой работы (географическое,
историческое, литературное, лингвистическое или другое), опреде-
литься с темой исследования, выбрать район исследования, сформу-
лировать цель и задачи исследования своей местности, разработать
программу краеведческих исследований территории применитель-
но к ее особенностям, выбрать методы исследования. Важным ком-
понентом краеведческого исследования будет представление его ре-
зультатов в форме отчета, статьи, доклада.
Преподаватели различных учебных дисциплин используют крае-
ведческую проблематику с целью «приблизить» предмет изучения
к реалиям окружающей жизни. Академик С. О. Шмидт вй статье
«Краеведение – это всегда краелюбие» писал: «Воспитание краеве-
дением подразумевает не только обучение и распространение зна-
ний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и до-
стопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о
его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.
12