Page 23 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 23

музейного предмета.
  За более чем два века школьные музеи прошли путь от представ-

ления коллекций, используемых в учебном процессе в качестве на-
глядного материала, до ответа на идеологические запросы «боевого
коммунистического воспитания»; решая задачи «приблизить школу
к жизни» через создание условий для развития необходимых в жиз-
ни навыков, любознательности, способности к самообразованию.
Кризис школьных музеев 1990-х годов привел к необходимости по-
иска новых форм его организации, адекватных современному этапу
развития общества и образования как его составной части.

  Актуальной задачей сегодня является расширение школьной му-
зейной сети, стимулирование появления новых типов музеев, по-
зволяющих решить задачи самореализации и творческой активно-
сти учащихся в пространстве музея, тем самым выполняя одно из
требований ФГОС по формированию метапредметных компетен-
ций выпускников.

  Долгое время школьный музей рассматривался как «калька»
со «взрослого» музея – исторически выработанной человечест-
вом культурной формы по сохранению, изучению, актуализации
и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части
культурного и природного наследия.

  Школьный музей сегодня призван не только комплектовать, хра-
нить и экспонировать материалы, имеющие историко-культурное
значение, представлять уникальные музейные предметы, облада-
ющие социально-культурной ценностью, но реализовывать новые
функции – становиться пространством, где реализуется принципы
рarticipatory museum – термин Н. Саймон («музея участия», или
«музея 2.0», в котором происходит свободное и деятельно осоз-
нанное участие детей, педагогов, родителей, местного сообщества
в создании и актуализации культурного наследия отдельной семьи,
школы, региона и/или этноса).

  Одним из важнейших направлений становится гражданско-па-
триотическое воспитание, в рамках которого происходит сбор,
систематизация и обобщение материалов по истории Отечества
в целом и региона, в частности; реализуются исследовательские и
творческие проекты обучающихся в том числе, объединяющих раз-

                                                                                         23
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28