Page 18 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 18
художественную самодеятельность, выполняя просветительскую
функцию для тех, кто еще не заинтересовался краеведением.
Соревнованием школьников на лучшее знание своего края ста-
новятся олимпиады. До непосредственного этапа проведения
олимпиады, составляется перечень вопросов, предлагается спи-
сок рекомендуемой литературы, разрабатывается система оценки.
Предполагается, что ответы, которые учащиеся дают в ходе олимпи-
ады на предлагаемые вопросы отличаются полнотой, содержатель-
ны, иллюстрируются фактами из жизни края. В отличие от олимпи-
ады викторина не требует столь подробных ответов. Несмотря на
то, что задания викторины, в отличие от олимпиадных, включают
игровой компонент (ребусы, кроссворды, шарады и пр.), необходи-
мо заранее ознакомить учащихся с тематикой викторины и предло-
жить им список литературы.
Иногда краеведческий кружок становится своеобразным экскур-
сионным центром. На первом этапе учащиеся собирают краевед-
ческий материал, составляют список объектов, систематизируют
историческую и литературную информацию. Затем составляют
маршрут экскурсии, планируя остановки, обозначая расположение
группы, порядок перехода от одного объекта к другому. На заня-
тиях краеведческого кружка обсуждаются материалы экскурсий,
которые впоследствии проводятся с учащимися младших классов
школы.
Экспедиция – комплексное исследование своей местности, соче-
тающее получение историко-этнографической, лингвистической,
географической информации. Экспедиции, как правило, проводят-
ся на базе отдельных классов по определенной тематике, связанной
с общим планом краеведческой работы школы.
В ходе экспедиции происходит закрепление и углубление полу-
ченных в процессе обучения и освоения краеведческого материала,
учащиеся приобретают практические навыки полевых исследова-
ний, развивают коммуникативную компетенцию, проводя интер-
вью и опросы.
Для проведения экспедиции необходимо соблюдать определенную
последовательность. На теоретическом этапе учащиеся знакомятся
с методикой полевых исследований, в ходе которого определяются
18