Page 20 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 20

сей необходимо проводить непосредственно после беседы.
        Наиболее интересными для участников школьной экспедиции

      становятся произведения устного народного поэтического творче-
      ства, бытующие в данной местности. При записи фольклора необ-
      ходимо учитывать ряд моментов:

        1. Одно из основных правил собирания фольклора – заранее уз-
      навать о том, какие талантливые исполнители живут в населенном
      пункте (обращаться за сведениями о талантливых исполнителях
      лучше к местной интеллигенции: к учителям, к клубным работни-
      кам, к руководителям художественной самодеятельности и т. п.).

        2. Нельзя злоупотреблять временем и физическими возможностя-
      ми исполнителей.

        3. Для установления хороших контактов со сказителем или пев-
      цом не следует начинать беседу с прямых вопросов о фольклоре.

        4. Непосредственную запись фольклора необходимо начинать с
      просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые
      произведения.

        5. Вопросы, задаваемые исполнителю, должны быть сформулиро-
      ваны понятно.

        6. Записывать фольклор нужно только в момент его исполнения.
        7. Нельзя прерывать информатора во время исполнения произве-
      дений УНТ, собирателю нельзя вмешиваться в творческий акт.
        8. Все вопросы по тексту задаются после его исполнения.
        9. Начатую запись надо довести до конца, даже если в процессе ее
      ведения выяснилось, что данный рассказ или песня не отвечают по
      тем или иным причинам задачам собирателя.
        10. При записи фольклора необходимо добиваться естественно-
      сти окружающей исполнителя обстановки и самого акта исполне-
      ния [см. подробнее: Тарабукина Ю.А. Устное народное творчество:
      Методические рекомендации по организации и проведению фоль-
      клорной практики для студентов дневной и заочной форм обуче-
      ния специальности «Русский язык и литература» / ТГПИ имени
      Д.И.Менделеева – Тобольск, 2009].
        Эти же правила распространяются на записи музыкального фольклора.
        При фиксации вещественных источников необходимо соблюдать
      определенную последовательность в описании. Так, при описании
20
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25