Page 19 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 19

объекты практики, осваиваются методы и приемы полевых иссле-
дований, особый акцент делается на методике поиска предметов ма-
териальной культуры и формирования этнографической коллекции
школьного музея и на методики сбора фольклорного и диалектоло-
гического материала. Второй этап – практический, который включа-
ет собственно полевое исследование. На третьем, заключительном
этапе составляется итоговая документация, готовится и проводится
итоговая конференция-презентация полученных результатов.

  Во время экспедиции используются методы опроса (работа с ин-
формантами), эксперимента (соучастия в обрядовых или ритуаль-
ных практиках в процессе их изучения), наблюдения (изучение и
фиксация своеобразия этнокультуры).

  Основными видами работы в экспедиции становятся личные на-
блюдения, работа с информантами в ходе опросов, фиксация веще-
ственных материалов для этнографических коллекций.

  Особенности этнокультуры, географический условия, особенно-
сти быта, характер населения – все это можно изучить в ходе экс-
педиции. Фиксировать этнографический материал рекомендуется в
дневниках полевых исследований. Систематическое ведение днев-
ника развивает наблюдательность, помогает систематизировать на-
блюдения, приучает делать обобщения.

  В ходе опросов и интервью информантам необходимо четко объ-
яснять цель и задачи исследования. Обязательно нужно соблюдать
правила оформления записей: фиксировать фамилию, имя, отчест-
во, возраст, профессию информанта. Важно, чтобы опрос не прев-
ращался в «допрос», по жестко сформулированной последователь-
ности вопросов. Лучше, если общение будет свободным, акцентируя
или уточняя те или иные интересные для исследователя позиции.
При работе желательно использование технических средств (дикто-
фон, видеокамера) в сочетании с письменной фиксацией хода опро-
са или интервью. Опрос информаторов лучше всего вести вдвоем,
распределяя роли таким образом: один спрашивает, второй запи-
сывает. Внимание информатора сосредоточено на спрашивающем,
тогда как записывающий сидит в стороне и не привлекает к себе
внимания. Запись каждой новой беседы необходимо фиксировать в
полевом дневнике, начиная с новой страницы. Расшифровку запи-

                                                                                         19
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24