Page 35 - Кадетское образование
P. 35
включение в определенную субординацию (звания и «чины») становятся
основанием для принятия социальных норм и образцов поведения, харак-
терных для военнослужащих.
Военный компонент в кадетском образовании позволяет решать зада-
чи социализации детей и подростков, обеспечивая формирование системы
ценностей, опирающейся на исторические традиции воинского и государ-
ственного служения.
Военная игра выступает в качестве системообразующего компонента в
дополнительном образовании кадет: реализация программ дополнительно-
го образования, связанных с военно-прикладными видами спорта, сорев-
нования и турниры по силовым или командным видам спорта решают не
только оздоровительные задачи, но формируют дух коллективизма, това-
рищества, учат взаимопомощи.
Собственно, военная игра решает главную задачу – освоение ценностей
через проживание определенного личностного опыта – и в этом плане мало
чем отличается от других педагогических игр, использующихся в образова-
нии как «школа жизни», когда обучение происходит в процессе активного
взаимодействия всех ее участников: детей, педагогов, родителей.
Н. С. Костоусов и Н. П. Мураев выделили следующие особенности си-
стемы кадетского образования:
– духовно-нравственное – осознание кадетами высших ценностей, иде-
алов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной
жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно вклю-
чает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя
которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, фор-
мирование высоконравственных, профессионально-этических норм пове-
дения и качеств: чести, долга, ответственности, верности присяге и кадет-
скому братству;
– военно-патриотическое – воспитание важнейших духовно-нрав-
ственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику
формирования и развития общества и государства, национального само-
сознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает
беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принад-
лежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам,
почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и
самоотверженному служению обществу и государству;
– профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и
ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству,
стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств
34