Page 34 - Кадетское образование
P. 34
ние традиций и ритуалов в общении, принятых в военной среде; вечерняя
прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки;
– ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой);
– проведение практических полевых занятий (выездная практика по
окончании учебного года);
– материальная база кадетских образовательных учреждений: наличие
специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедея-
тельности, предпрофессиональной военной подготовки и др.), школьного
тира, школьного музея;
– особенности обустройства территории школьного двора;
– воспитательная работа с кадетами командиров-воспитателей (эти во-
енные специалисты призваны организовать особую систему отношений
между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в
условиях специфики данного образовательного учреждения).
Углубленное внимание именно к военной составляющей как уровню
предпрофессиональной подготовки выпускников в большей степени ха-
рактерно для образовательных организаций, находящихся в ведомствен-
ной подчиненности Министерству обороны, МЧС или МВД. Педагоги,
работающие в системе кадетского образования, подчеркивают различия в
организации жизни в кадетских корпусах федеральных силовых структур
и учебных заведениях кадетского типа (региональных, муниципальных).
Если в подведомственных Министерству обороны и другим силовым ве-
домствам акцент сделан на военизированном образе жизни («жизнь по
уставу»), то перед кадетскими корпусами и классами, находящимися в ве-
дении Министерства просвещения, стоит задача создания условий для
саморазвития обучающихся, подготовке к военной или государствен-
ной службе.
Можно сказать, что для кадетских школ-интернатов, кадетских классов
в общеобразовательных школах или клубах в системе дополнительного
образования свойственно обращаться к военному компоненту скорее как
педагогической игре. Это ни в коей мере не умаляет значимости военно-
го компонента, но позволяет выявить сущностные особенности военной
игры в структуре кадетского образования.
Включение военного компонента на уровне организации жизни кадет
(распорядок дня, форма, строевые занятия и полевая практика) позволяет
сформировать идентичность кадета – чувство принадлежности к кадетско-
му братству, будущим защитникам Отечества. Конечно, жизнь в кадетском
корпусе или в кадетской школе-интернате отличается от жизни военнос-
лужащих в казарме. Но полученный опыт соблюдения дисциплины, до-
бровольное выполнение возложенных обязанностей (наряды, дежурства),
33