Page 33 - Кадетское образование
P. 33
кадетских корпусов и отражающего особенности этнокультурного и исто-
рического развития различных регионов страны.
Кадетское образование – это государственное образование граж-
дан России, которые наряду с полным средним образованием по-
лучают профильное образование, ориентированное на несение
военной и гражданской государственной службы и обеспеченное ка-
детским компонентом содержания образования.
Кадетский компонент содержания образования представляет собой
систему знаний, способов творческой деятельности, эмоциональ-
но-ценностного отношения к миру; обеспечивает освоение первич-
ного опыта служения Отечеству, формирование гражданско-па-
триотической компетентности учащихся кадетской школы.
Л. Н. Чиркова12
Современные исследователи не раз отмечали, что ключевой особенно-
стью кадетского образования является формирование личности с устойчи-
вой ценностной основой. Кадетское образование направлено на развитие
лидерских качеств личности, способной ответственно относиться к себе,
окружающим и порученному делу; на формирование социальных ценно-
стей – товарищества, кадетского братства; на развитие патриотического со-
знания, связанного с готовностью служения Отечеству.
Раскрывая особенности кадетского образования, В. В. Юдин подчерки-
вал, что кадетские школы, «опираясь на исторический опыт российского
военного образования, ... заполнили пустующую нишу специального, целе-
направленного образования и воспитания».13
Основные отличительные особенности кадетских школ-интернатов,
выделенные В. В. Юдиным:
– круглосуточное пребывание воспитанников в образовательном уч-
реждении, совместное проживание в казармах, кубриках и т. д.;
– реализация дополнительных образовательных программ, имеющих
целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения морских, ка-
зачьих, сухопутных, ракетных, спасателей, налоговой полиции, с первона-
чальной летной подготовкой и др.;
– формирование особой воспитывающей среды, создающей специфиче-
ский уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний
осмотры, проведение утренней физической зарядки, широкое использова-
12 Чиркова Л. Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе: автореф.
дисс. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2009. – С. 7.
13 Юдин В. В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение // Вестник ОГУ. – 2011. –
№11 (130) / ноябрь. – С. 247.
32