Page 160 - Кадетское образование
P. 160
помимо общепедагогических и предметных знаний и умений соотносить
содержание своей деятельности со спецификой учебного заведения, акцен-
тируя военно-патриотическую и гражданско-патриотическую составляю-
щие образования.
Успеху ... нравственного воспитания существенно содейству-
ет или препятствует живой пример самого воспитателя; для
развития же в воспитанниках религиозного чувства, добрый
пример наставника и непосредственное влияние его нравствен-
ной личности должны быть поставлены на первый план, с ре-
шительным устранением неверия, лицемерия и равнодушия в
деле религии. Здесь, как и вообще при воспитании нравствен-
ного чувства, совершенно необходимо, чтобы воспитатель сам
был искренно одушевлен и согрет тем, что он хочет передать
воспитаннику, помня всегда, что дети легко различают прави-
ла, предписываемые только им, от правил, которыми неизмен-
но руководится и сам наставник; он должен быть для них – по
учению апостола – «образцом в слове, в житии, в любви, в духе,
в вере, в чистоте».
Не менее необходимо иметь постоянно в виду, что влияние доброго
примера оказывается вполне действительным лишь при условии
авторитетности наставника для питомца, и что неподкреплен-
ный доверием, уважением и привязанностью его к воспитателю
пример сего последнего, сам по себе, не может считаться сильным
педагогическим фактором; установлению же таких именно благо-
приятных для воспитания отношений всего более способствуют:
спокойная твердость и строгая последовательность во всех дей-
ствиях и словах воспитателя, теплое участие его к каждому из
воспитываемых и добрая готовность помогать им в достижении
разумных целей, ободрять в неизбежных затруднениях и сочув-
ствовать всякому их успеху.
Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов, 1908 год
Как отмечают современные педагоги, работающие в сфере кадетского об-
разования, важным является не только организация учебной и внеучебной
деятельности воспитанников, тематически связанная с героическими стра-
ницами прошлого или настоящего, обращением к болевым проблемам совре-
менного общества, но и стимулирование обучающихся к самообразованию.
Способность педагога вдохновить своего ученика на интеллек-
туальный поиск, посещение учреждений культуры или развитие
159