Page 158 - Кадетское образование
P. 158
заведений, каким образом формировать нравственную личность будущего
офицера, возможна ли реализация принципа воспитывающего обучения в
военно-учебных заведениях. В связи с этим вопрос о качестве педагогиче-
ского состава кадетских корпусов находился в числе актуальных. Руково-
дитель военно-учебного ведомства Я. И. Ростовцев отмечал, в частности,
существовавший разрыв между предметной подготовкой военных и недо-
статочностью у них педагогических знаний.
На всех служащих в кадетском корпусе лежит нравственная обя-
занность – усердным и честным служением своему долгу, строгой
исполнительностью, самодеятельностью, в пределах предостав-
ленной каждому власти, распорядительностью, постоянной за-
ботливостью о вверенных им частях, благим примером собствен-
ной жизни и добрыми между собой отношениями – единодушно
способствовать успеху воспитательного дела...
Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов, 1908 год
Многие задачи, которые педагоги кадетских корпусов должны были решать
в прошлом, схожи с теми, с которыми сталкиваются современные учителя и
воспитатели. Они касаются не только выбора образовательной программы или
спектра дополнительных курсов и кружков, но и сочетания учебной и внеу-
рочной работы, организации продуктивного досуга воспитанников, направ-
ленных на формирование устойчивых ценностных оснований личности.
И если в середине XIX века Я. И. Ростовцев сетовал на неразвитость пе-
дагогической науки и отсутствие в кадетском образовании педагогов, «ко-
торые могли бы руководить детей при повторении ими уроков, при их чте-
ниях и при других умственных занятиях; могли бы дать им полезный совет
и удерживать их нравственным авторитетом от дурных наклонностей и
шалостей», то в начале XXI века вопрос о педагогах в кадетском образова-
нии приобретает иной ракурс: насколько готовы учителя и воспитатели к
работе в такой системе.
Готовность педагога как личностно-профессиональная характеристика
определяет «направленность на развитие собственной профессиональной
деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую ре-
ализацию, создание новых способов, приемов педагогической работы».57
В понятие готовности педагога включают мотивацию к профессиональной
деятельности в кадетских образовательных организациях (от осознания
специфики своей деятельности к созданию, реализации и распространении
57 Воропаева Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятель-
ности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=13880
157