Page 108 - Кадетское образование
P. 108
– характеризовать армию как один из ключевых институтов политиче-
ской жизни общества и государства;
– классифицировать права и обязанности военнослужащего;
– выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения вооруженных кон-
фликтов;
– моделировать возможные последствия конструктивного и деструктив-
ного военного (вооруженного) взаимодействия.
Для достижения планируемых результатов в предметное содержание
включают отдельные темы в существующие разделы курса, например: тема
«Социальные нормы» раскрываются вопросы «Патриотизм как ключевая
общественная ценность», «Роль патриотического воспитания в социали-
зации личности». Вопросы воинского этикета и культуры военнослужа-
щих раскрываются в теме «Сфера духовной культуры». В теме «Социальная
сфера» раскрываются вопросы «Военнослужащие в социальной структуре
современного общества», «Социальный статус военнослужащего в РФ»,
«Историческое развитие образа военнослужащего (на примере истории
России)». В теме «Политическая сфера жизни общества» акцентируются
вопросы роли армии в политической жизни общества и государства. Про-
блемы, касающиеся прав и обязанностей военнослужащего, его юридиче-
ской ответственности раскрываются в теме «Основы российского законода-
тельства».
Уральские педагоги также проектируют содержание учебных предме-
тов с учетом кадетского компонента. В Екатеринбургском кадетском кор-
пусе войск национальной гвардии РФ часть дисциплин в старших классах
включает казачий компонент. Так, в программе по литературе это привело
к более внимательному рассмотрению темы казачества, принципов и укла-
да казачьей жизни, традиций, отношения к воинской службе и долгу перед
государством, отражения данных тем и проблем в произведениях русской
литературы (творчество М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова
и др.) В программе по обществознанию введены для изучения темы «Ка-
зачество как целостное явление национальной истории России»; «Участие
казачества в вооруженных конфликтах»; «Казачья «вольница» и государ-
ственная служба»; «Характеристика традиционной казачьей семьи»; «Куль-
турное наследие казаков»; «Духовная основа казачества».
В качестве примера приведем фрагмент Пояснительной записки к рабо-
чей учебной программе курса «Обществознание» для учащихся среднего
(полного) общего образования (10–11-й классы), разработанную учителем
истории и обществознания Екатеринбургского кадетского корпуса войск
национальной гвардии РФ О. М. Поздеевой.
107