Page 239 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 239

Тейлор Джеймс Гарден (1897–1973) – английский психолог, преподаватель
и старший преподаватель психологии Кейптаунского университета (1924–
1962).

    Ханин Юрий Львович (род. 1939) – один из ведущих спортивных психо-
логов, специалист в области спорта и социальной психологии по вопросам по-
вышения эффективности и производительности труда, изучение роли стресса,
тревожности, эмоций, лидерства в спортивных достижениях. Сформулировал
концепцию зон оптимального функционирования (IZOF). Работал с олимпий-
скими командами спортсменов и тренеров в России (1967–1990) и Финляндии
(1991–2011). Доктор философских наук, доктор психологических наук. Про-
фессор Института исследования Олимпийских видов спорта (Финляндия,
1991–2005). Основные труды: «Психология общения в спорте» (1980), «Эмоции
в спорте» (1999).

    Шварц Шалом Аронович (р. 1929) – заслуженный профессор психологи-
ческого факультета Еврейского Университета (Hebrew University), профессор
НИУ ВШЭ. Бывший президент Международной ассоциации кросс-культурной
психологии (IACCP). Автор книг и статей по социальной, кросс-культурной,
политической психологии, социологии, образованию, праву и экономике. За
научные работы награжден наиболее престижной гражданской наградой Госу-
дарства Израиль.

    Шварцер Ральф – один из ведущих специалистов в области психологии
здоровья в Европе.

    Шмишек Ганс (Ханс) – немецкий конфликтолог. В 1970 г. на основании ра-
боты К. Леонгарда предложил модифицированный опросник «Краткая анкета
для оценки акцентуированных личностей».

    Шостром Эверетт (1921–1992) – американский психолог и психотерапевт,
ученик А. Маслоу, предпринявшая первую попытку измерить уровень само-
актуализации личности. В 1963 г. она опубликовала вопросник РОI (Personal
Оrientation Inventorу), в который вошли две основные шкалы личностной ори-
ентации: первая (временная), показывавшая, насколько человек может жить в
настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и
вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться
на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Кроме того, имелось 10
дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спон-
танность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую при-
роду и др. Вопросник Шостром был переведен и усовершенствован группой
московских психологов (Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, М. В. Загика и М. В. Кроз)
и опубликован в 1987 г. под названием «Самоактуализационный тест» (САТ).
В 1993–1994 гг. российские психологи Н.Ф. Калина и А.В. Лазукин разработали
опросник «САМОАЛ», подвергнув корректировке структуру шкал и диагно-
стические суждения.

                                            237
   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244