Page 160 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 160
силу своей демократичности и гуманности, ибо идет от естественного желания
детей приобщиться к романтике путешествий, требует для своего успеха чет-
кой системы организации».157 Они же выделяют коренной признаки туриз-
ма – перемещение а) добровольное по самостоятельно принятому решению,
согласованному с компаньонами; б) в свободное от работы и учебы время; в) в
течение определенного срока (временное).
Обобщая опыт педагогов-энтузиастов и профессионалов в сфере детского
туризма можно «собрать букет» его преимуществ, так как в нем:
• мотив совпадает с предметом (интерес к романтике похода с познанием,
открытием «нового мира», себя в нем и с практическими делами);
• складываются особые отношения взаимозависимости, взаимовыручки,
товарищества, сотрудничества, сотворчества, коллективизма;
• существует практическая, моральная, эмоциональная удовлетворенность
общими и индивидуальными результатами;
• существует особая организация (руководство в сочетании с самоуправ-
лением, активным включением в работу каждого через системы постоянных и
временных организаторских и исполнительских должностей);
• добровольно принимаются и лично осознаются права и обязанности, за-
коны, обычаи туристской жизни;
• формируется отношение подростка к самому себе как к совершенному
созданию природы на фоне самой природы;
• происходит временный отказ от благ цивилизации, приобретаются навы-
ки борьбы с лишениями и трудностями проверяется закалка характера;
• развиваются навыки коллективной творческой деятельности;158
• существует потенциал профессиональной ориентации воспитанника,
прикасающегося в ходе похода, экспедиции, экскурсии к профессиям фотогра-
фа, искусствоведа, экономиста, лесничего, врача, зоолога, повара, ремонтного
мастера и т. д.;
• расширяется когнитивное поле обучающихся по таким предметам, как ге-
ография, история, ОБЖ, биология, физкультура, астрономия и др.;
• развивается сам педагог, который отходит в походе от позиции командо-
вания и нравоучений.
Если отталкиваться от результатов образования, представленных в совре-
менных ФГОС, то можно с полной уверенностью сказать, что туристско-крае-
ведческая деятельность – незаменимый инструмент достижения личностных,
метапреметных и предметных результатов образования (табл. 8)
157 Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. – С. 4.
158 Детское туристско-краеведческое объединение – среда жизнедеятельности ребенка:
Учеб.-метод. пособие. – М.: РИБ «Турист», 2001. – С. 8, 40; Константинов Ю. С., Куликов В.
М. Педагогика школьного туризма. – С. 9, 36.
158