Page 160 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 160

силу своей демократичности и гуманности, ибо идет от естественного желания
детей приобщиться к романтике путешествий, требует для своего успеха чет-
кой системы организации».157 Они же выделяют коренной признаки туриз-
ма  – перемещение а) добровольное по самостоятельно принятому решению,
согласованному с компаньонами; б) в свободное от работы и учебы время; в) в
течение определенного срока (временное).

    Обобщая опыт педагогов-энтузиастов и профессионалов в сфере детского
туризма можно «собрать букет» его преимуществ, так как в нем:

    • мотив совпадает с предметом (интерес к романтике похода с познанием,
открытием «нового мира», себя в нем и с практическими делами);

    • складываются особые отношения взаимозависимости, взаимовыручки,
товарищества, сотрудничества, сотворчества, коллективизма;

    • существует практическая, моральная, эмоциональная удовлетворенность
общими и индивидуальными результатами;

    • существует особая организация (руководство в сочетании с самоуправ-
лением, активным включением в работу каждого через системы постоянных и
временных организаторских и исполнительских должностей);

    • добровольно принимаются и лично осознаются права и обязанности, за-
коны, обычаи туристской жизни;

    • формируется отношение подростка к самому себе как к совершенному
созданию природы на фоне самой природы;

    • происходит временный отказ от благ цивилизации, приобретаются навы-
ки борьбы с лишениями и трудностями проверяется закалка характера;

    • развиваются навыки коллективной творческой деятельности;158
    • существует потенциал профессиональной ориентации воспитанника,
прикасающегося в ходе похода, экспедиции, экскурсии к профессиям фотогра-
фа, искусствоведа, экономиста, лесничего, врача, зоолога, повара, ремонтного
мастера и т. д.;
    • расширяется когнитивное поле обучающихся по таким предметам, как ге-
ография, история, ОБЖ, биология, физкультура, астрономия и др.;
    • развивается сам педагог, который отходит в походе от позиции командо-
вания и нравоучений.
    Если отталкиваться от результатов образования, представленных в совре-
менных ФГОС, то можно с полной уверенностью сказать, что туристско-крае-
ведческая деятельность – незаменимый инструмент достижения личностных,
метапреметных и предметных результатов образования (табл. 8)

157 Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. – С. 4.
158 Детское туристско-краеведческое объединение – среда жизнедеятельности ребенка:
Учеб.-метод. пособие. – М.: РИБ «Турист», 2001. – С. 8, 40; Константинов Ю. С., Куликов В.
М. Педагогика школьного туризма. – С. 9, 36.

                                              158
   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165