Page 158 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 158

Каждый участник имел туристскую книжку, содержащую сведения о марш-
рутах и отметки о посещении объектов. Во время экспедиционных походов
школьники участвовали в сооружении памятников павшим героям, приводили
в порядок места захоронений, воссоздавали летопись боевых дел воинских сое-
динений, создавали музеи в школах, выявляли культурные достопримечатель-
ности, нуждающиеся в реконструкции. С 1972 г. более 15 млн юных туристов
(4–10 классы) страны активно участвовали во всесоюзной туристско-краевед-
ческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР».154

    В 1970 г. была создана Центральная детская экскурсионно-туристская стан-
ция СССР, проводившая ежегодно познавательные поездки более чем для 450
тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализирован-
ного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных
и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму,
на Кавказе, под Москвой. Появляются путешествия для активного досуга и оздо-
ровления школьников.

    В 1970-е гг. появляются так называемые «Поезда дружбы», пионеры и
школьники стали выезжать в социалистические страны – Польшу. Венгрию,
Чехословакию, ГДР. Начинается организация безвалютных обменов группами
школьников между учебными заведениями и городами-побратимами. Такая
работа строилась на принципе равенства предоставляемых услуг в течение
определенного времени, дорога оплачивалась за счет родителей. В 1980-е гг.
детские обмены расширились за счет США. Англии, Франции и других стран.

    В целом можно говорить о том, что в советский период детский туризм был
хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчи-
нен идейно-патриотическому воспитанию.

                      6.6. Туристско-краеведческая деятельность
                    в современном образовательном учреждении

    Новый период отечественный истории, начавшийся после распада Советско-
го Союза и возникновения нового государства – Российской Федерации, внес
существенные коррективы в развитие детского туризма. В 1990-е гг., в эпоху ры-
ночных реформ, советская система детско-юношеского туризма руководителям
того времени показалась неэффективной и государственная поддержка учреж-
дений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов.
Значительно сократилось число детей, занимающихся туристско-краеведческой
деятельностью, количество походов и экспедиций по родному краю, чему спо-
собствовали целый ряд причин:

11594 9Э3н. –циСк. л3о9п. едия туриста / Гл. ред. Е. И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия,

                                              156
   153   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163