Page 159 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 159

• значительное сокращение финансирования походов и путешествий со сторо-
ны государства, местных органов управления образованием, учебных учреждений;

    • многолетнее доминирование в туризме краеведческого подхода («по па-
мятным местам») и недостаточное внимание непосредственно туризму – похо-
дам в горы, в тайгу («голый поход», «пустая шагистика») и вследствие этого –
отторжение некоторыми детьми самой туристско-краеведческой деятельности;

    • увлеченность педагогов словесным краеведением, которое имеет ограни-
ченный воспитательный потенциал;

    • потеря традиции такой деятельности в силу возможности многих детей по-
знакомиться с красотами родного края, не выходя из дома (телевидение, интернет);

    • расширение возможности зарубежного туризма и непосредственного зна-
комства с памятниками истории и культуры;

    • слабое внимание руководителей образовательных учреждений к данному
виду деятельности;

    • нехватка педагогов-организаторов детского туризма, руководителей дет-
ских объединений в системе дополнительного образования, в том числе и в
связи со слабой мотивацией педагогов, занимающихся краеведческой работой,
а также с отсутствием массовой практики подготовки таких специалистов;

    • увлеченность некоторых педагогов спортивным туризмом, вследствие
чего снижается познавательные возможности походов, восхождений и т. п.;

    • значительное сокращение регионального компонента, часы которого отда-
ны под подготовку к ЕГЭ, отсюда – ослабление «агитационных» механизмов в
пользу туристско-краеведческой работы;

    • формализация туристско-краеведческой деятельности (необходимость
оформления огромного количества бумаг для похода или путешествия);

    • неготовность детей к физическим нагрузкам, неразвитость навыков прео-
доления препятствий;

    • нежелание детей и взрослых отдыхать в некомфортных условиях, отка-
заться от благ цивилизации (отсутствие электричества, возможности принять
ванну, подзарядить телефон, отсутствие благоустроенного туалета и др.);

    • привычка к «фаст-фуд», «тяжелой» пище, «пищевая распущенность», не-
желание детей ограничивать свои естественные потребности.

    Между тем туристско-краеведческая деятельность, по мнению специалистов
в этом вопросе Ю. С. Константинова155 и В. М. Куликова,156 «является самым
комплексным видом воспитания и в то же время одним из самых действенных в

155 Константинов Юрий Сергеевич – директор Центра детско-юношеского туризма и крае-
ведения министерства образования России (1982–2009), доктор педагогических наук, заслу-
женный учитель Российской Федерации.
156 Куликов Валентин Михайлович (1926–1996) – директор Московской городской станции
юных туристов (1971–1978), заместитель директора Центральной детско-юношеской тури-
стско-экскурсионной станции Министерства просвещения СССР (1978–1986).

                                              157
   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164