Page 7 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 7

взрослые члены общины.4 Большое значение в этот период придавалось воен-
ному обучению. Из отроков начинали готовить младших дружинников.

    В период образования Древнерусского государства (882 г.) и крещения Руси
(988 г. и позже) древняя славянская культура соединилась со зрелым восточ-
ным христианством и породила древнерусское православие и его понимание
воспитания человека. По мнению известного русского историка педагогики
П.Ф. Каптерева, древним славянам той поры, познакомившимся со Священ-
ным писанием, более всего подошла модель воспитания, основанная на патри-
архальном семейном укладе с непререкаемым авторитетом отца, подчиненном
положении женщины и детей, строгой домашней дисциплине и вместе с тем
«отличавшаяся ореолом святости и утверждавшаяся на слове Божьем». В ито-
ге был заимствован не новозаветный воспитательный идеал с его проповедью
любви, кротости, ценности каждого человека, а старый, суровый, во многом
варварский – ветхозаветный идеал. Согласно ему, служение отцу и матери
уподоблялось служению Богу, а оскорбление их – его оскорблению. Жена не
рассматривалась как самостоятельная личность, ценность ее определялась от-
ношением к мужу, аналогичным было и отношение к детям. Акцент в новой
религии ставился не столько на истинно добродетельной жизни христианина,
сколько на исполнении внешних обрядов – постов, праздников, причащений и
т.д. Главной почитаемой книгой русского народа на многие века стала ветхоза-
ветная Псалтырь, а не Евангелие.5

    Особое значение при рассмотрении вопроса о воспитании в Древней Руси
имеет «Поучение» Владимира Мономаха6 (около 1117 г.). В этом документе на
первый план выдвинуты задачи общегосударственного порядка (соблюдение
клятв и договоров, сохранение мира, защита Руси, забота о благе церкви и др.),
но присутствует и призыв соблюдать нравственные правила:

    • «Собрав юношей, иметь душу чистую и не порочную, тело худое, беседу
кроткую и соблюдать слово господнее: "Есть и пить без шума великого, при
старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и млад-
шими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреп-
ствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с
нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избе-
гать суеты; не уклонятся учить увлекающихся властью, ни во что ставить все-
общий почет..."»;

4 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе
до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. академика РАО А. И. Пис-
кунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – С. 147.
5 Каптерев П. Ф. История русской педагогики. – Изд. 2-е , пересмотр. и доп. – Пг. : Земля,
1915. – XXII, 746 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/kapterev_
istoriya-russkoy-pedagogiki_1915 (дата обращения: 01.06.2017).
6 Владимир Мономах (1053–1125) – великий князь Киевский (1113–1125), государственный
деятель, военачальник, писатель.

                                                5
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12