Page 6 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 6
1. ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ:
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Воспитание имеет три главные части: воспитание фи-
зическое; нравственное, имеющее предметом образова-
ние сердца, и разумное воспитание, занимающееся про-
свещением или образованием разума.
Н. И. Новиков (1744–1818),
русский просветитель, издатель1
Воспитание человека – вот задача школы. Истинное
просвещение – это могучий источник мужества и сил
для борьбы за правду.
Н. И. Пирогов (1810–1881),
русский врач и педагог2
Дети – это наша старость. Правильное воспитание –
это наша счастливая старость, плохое воспитание –
это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко (1888–1939),
советский педагог и писатель
1.1. Воспитание детей в Древней Руси
и Русском государстве (IX–XVII вв.)
В VIII в. восточные славяне переживали переход от родовой общины к
территориальной (соседской, семейной), и процесс воспитания стал осущест-
вляться прежде всего в семье. Роль родителей в это время значительно возросла,
особенно существенно было влияние матери (отсюда слово «матерый» – взрос-
лый, возмужалый, на возрасте, не малый;3 воспитанный матерью, человек, до-
стигший полной зрелости). В обиходной речи того времени появились слова,
обозначавшие разные возрастные группы: «дитя», то есть ребенок, который
вскармливается грудью; «молодой» – ребенок до 3–6 лет, воспитываемый ма-
терью; «чадо» – ребенок до 7–12 лет, начавший обучаться; «отрок» – подро-
сток 12–15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во
1 Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей / авт.-сост.
В. Н. Зубков. – М.: АСТ; Астрель: Хранитель, 2007. – С. 89.
2 Там же.
3 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 2002. – Т. 2:
И – О. – 2002. – С. 305.
4