Page 5 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 5
Содержание
1. Традиции воспитания детей в России: страницы истории.....................................4
1.1. Воспитание детей в Древней Руси и Русском государстве
(IX–XVII вв.)..........................................................................................................................4
1.2. Воспитание детей в Российской империи в XVIII – начале XX в....................11
1.3. Воспитание в советской школе (1917–1991 гг.)....................................................18
2. Актуальные для современности концепции воспитания......................................27
3. Педагогические идеи А. С. Макаренко в реалиях современной школы............60
4. «Трудные» современные дети..........................................................................................94
4.1. «Трудные» дети: причины появления, основные признаки..............................94
4.2. Трудновоспитуемые дети-«неформалы».............................................................108
4.3. Основные приемы коррекции поведения «трудных» детей...........................111
5. Выявление и поддержка одаренных детей................................................................114
6. Краеведение и туристско-краеведческая деятельность
в образовательном учреждении........................................................................................126
6.1. Страницы истории школьного краеведения......................................................126
6.2. Воспитательный потенциал школьного краеведения......................................129
6.3. Музей как центр воспитания в образовательном пространстве
школы..................................................................................................................................135
6.4. Виртуальный музей в школе...................................................................................145
6.5. Страницы истории школьного туризма..............................................................149
6.6. Туристско-краеведческая деятельность в современном
образовательном учреждении.......................................................................................156
7. Личность педагога в воспитательном процессе......................................................180
7.1. Личность педагога глазами философов, ученых, политиков
и современных студентов...............................................................................................180
7.2. Полисубъектная деятельность педагога..............................................................187
7.3. О роли классного руководителя в воспитательном процессе........................194
7.3.1. Из истории классного наставничества в России......................................194
7.3.2. Цели и задачи классного руководителя в современной школе.............196
8. Диагностический инструментарий сопровождения
воспитательного процесса..................................................................................................205
8.1. Личностные характеристики и межличностные отношения.........................205
8.2. Ценностные ориентиры...........................................................................................211
8.3. Способности и одаренность...................................................................................215
8.4. Школьная жизнь и воспитательный процесс.....................................................219
8.5. Коллектив....................................................................................................................222
8.6. Отклонения в поведении.........................................................................................226
8.7. Профессиональное самоопределение...................................................................230
8.8. Методики диагностики педагогических качеств...............................................233
Использованная литература................................................................................................238
Приложения.............................................................................................................................248
3