Page 212 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 212

 что мешало основной массе крестьян научить детей хотя бы чи-
тать?

        почему крестьяне предпочитали учить детей у «мастеров грамо-
ты» за плату, а не в своей семье?

        кто мог в деревне выполнять роль «мастера грамоты»?
        где проходили занятия и чему учили на них?
        по каким книгам шло обучение?
        где их можно было приобрести?
        в какие школы в XVIII в. могли быть взяты в обязательном по-
рядке или по желанию отцов дети из уральских сел и деревень?
       – дети духовенства и церковнослужителей;
       – дети приписных к заводам крестьян, отцы которых были зачисле-
ны в число рекрут;
        при каком заводе, ближайшем к вашему селу, действовала горно-
заводская школа?
        на каком расстоянии она находилась?
        почему часть духовенства уклонялась от отправки детей в школы
духовного ведомства и предпочитала учить их на дому «за свой кошт»
(счет)?

       2. Мектебе – основной вид школ на селе для детей, исповедующих
ислам:

        с какой целью открывались эти школы?
        в чем особенность обучения в них?
        кто их открывал и вел занятия?

       3. Новые виды школ, открывавшиеся в сельской местности в пер-
вой половине XIX века: приходские школы Министерства народного обра-
зования (по Уставу 1804 г.); приходские училища Департамента уделов
(на землях императорской фамилии по «Уставу сельских училищ в удель-
ных имениях» 1828 г.); приходские училища Министерства государствен-
ных имуществ с 1842 г. (по реформе графа П. Д. Киселева); приходские
школы ведомства Синода для детей православного вероисповедания (от-
крывались в Пермской губернии с 1837 г.)

       Школы, открывавшиеся во второй половине XIX в.: по «Положению
о начальных народных училищах» 1864 г. приходские училища всех ве-
домств, кроме Синода, передавались в ведение Министерства народного
просвещения и получали название начальных народных училищ; церков-
но-приходские школы в ведении Синода по «Положению о приходских

                                              210
   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217