Page 108 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 108
стать достоверной научной теорией.46 В педагогической работе проектно-
го типа наличие гипотезы является обязательным.
Основные требования к гипотезе: проверяемость в ходе исследова-
ния (подтверждение, опровержение, уточнение); определенность в поня-
тиях, конкретность в логике.
При выдвижении гипотезы следует обратить внимание на ее воз-
можные виды:
описательная (предположение о присущих исследуемому объек-
ту свойствах);
o пример: школьный экологический отряд может стать эффек-
тивным инструментом формирования экологической культуры обуча-
ющихся;
объяснительная (предположение о причинно-следственных свя-
зях в изучаемом / проектируемом объекте, требующее экспериментальной
проверки);
o пример: хорошо проработанная программа воспитания и социа-
лизации станет примером проектной работы для педагогов.
общая (для объяснения всего класса явлений, выведения зако-
номерностей характера их взаимосвязей во всякое время и в любом ме-
сте);
o пример: межнациональные отношения, выстроенные на основе
культурного диалога, станут основой для формирования коллектива мно-
гонационального класса;
частная (для выяснения причин возникновения закономерностей
у некоторого подмножества элементов данного множества);
o пример: методическая разработка классного часа является усло-
вием достижения необходимого воспитательного результата;
единичная (для выявления закономерностей единичных фактов,
конкретных событий или явлений);
o пример: конкурс «Уроки Победы» может стать мотивацией для
глубокого изучения самим педагогом темы «Великая Отечественная вой-
на»;
рабочая (предположение, выдвигаемое в начале исследования /
проектирования и не ставящее еще задачу выяснений причин и законо-
мерностей);
o пример: создание кружка «Юный родовед» приведет к укрепле-
нию связей между детьми и родителями;
основная (выступающая основанием проектирования);
46 Современный словарь иностранных слов. – С. 160.
106