Page 105 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 105
Один из идеологов гуманистического движения в психологии, аме-
риканский психолог Абрахам Маслоу обращал особое внимание на само-
актуализацию личности – процесс здорового развития человеческих спо-
собностей, позволяющих человеку стать именно тем, кем он хочет быть.
Он выделял целый ряд черт самоактуализирующихся людей. Выделим
среди этих черт наиболее актуальные для темы данного методического
пособия:
объективное восприятие реальности («недюжинная способность
обнаруживать фальшь и нечестность, верно судить о других людях»; уме-
ние замечать скрытые от других тенденции и закономерности в искусстве
и музыке, интеллектуальной сфере, научных вопросах и общественных
делах, умение точно прогнозировать будущее и т. д.);
принятие (отсутствие доминирующего чувства вины или сковы-
вающего стыда, выраженной тревожности; отсутствие склонности к обо-
ронительной реакции и позерству и неприятие этого у других людей;
несвойственность лицемерия, хитрости, притворства, бравады, наглости,
попытки произвести впечатление и др.);
спонтанность (простота и естественность поведения, отсутствие
наигранности и желания произвести эффект);
центрирование на проблеме (сосредоточение внимания на
внешних задачах, выполнении некой миссии, проблеме, разрешение ко-
торой они считают своим долгом, обязанностью; стремление принести
пользу всему человечеству, своему народу или нескольким членам своей
семьи);
склонность к уединению (умение отстраниться от ситуации, посмот-
реть на нее со стороны; невозмутимость перед жизненными невзгодами и
ударами судьбы, способность принимать самостоятельные решения; и др.);
автономия (относительная независимость от физического и со-
циального окружения, самодостаточность, способность переживать оди-
ночество и т. д.);
свежесть восприятия («способность свежо и наивно переживать
простые радости жизни, принимать как чудо то, что для других стало обы-
денным и привычным»);
скромность и уважение к окружающим (проявление дружеского
расположения к любому человеку, независимо от его социального поло-
жения, политических убеждений, расы или цвета кожи, если этот человек
близок им по духу; готовность учиться у каждого, кто способен их чему-то
научить; уважение к любому человек «только за то, что он принадлежит к
человеческому роду»);
103