Page 10 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 10
под понятием «гражданственность» подразумевается осознание
человеком себя как члена общества, народа, представителя государства и
страны, носителем культуры которой он является, осознание им своей
роли в развитии гражданского общества в своей стране;
оба понятия тесно связаны друг с другом и являются в реальной
практике фактором, скрепляющим общество, защищающим его от
негативных явлений и выступающим мощным стимулом позитивного
развития личности, общества и страны в целом;
с обоими понятиями тесно связаны понятия «гражданская
идентичность», означающее осознание личностью своей принадлежности
к сообществу граждан определенного государства и имеющее личностный
смысл, и «национальная идентичность», предполагающее
самоидентификацию человека с определенным политическим
(национальное государство) и культурным (национальная культура)
сообществом;
гражданственность и патриотизм выполняют в обществе
несколько одинаково важных функций: интегрирующую (направленную на
объединение большинства нации на основе приоритета интересов
общества и государства и ответственность за настоящее и будущее
страны); охранительную (обеспечивающую защиту национальной
безопасности); стабилизирующую (придающую прочность и устойчивость
социальной, этнонациональной и государственной системам в культуре,
стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т. д.);
регулирующую (определяющую характер внешних и внутренних связей во
всем их многообразии); воспитательную (базирующуюся на духовно-
нравственных ценностях исторического прошлого и отечественной
культуры).
Гражданско-патриотическое воспитание – одно из направлений
воспитательного процесса в образовательном учреждении, в основе
которого лежат базовые национальные ценности: патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука,
традиционные российские религии, искусство и литература, природа,
человечество2.
Исходя из смысла названных ценностей, автор данного пособия
выделяет следующие направления гражданско-патриотического
воспитания:
2 См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – С. 18, 19.
8