Page 13 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 13

факторов: внешнее окружение детей и молодежи в виде средств массовой
информации (телевидение, радио, Интернет), воспитательный потенциал
которых близок к нулю; общее падение культурного уровня россиян,
связанное, по мнению автора данного пособия, в том числе с
коммерциализацией и «егэизацией» образования, пропаганда ценностей,
противоречащих культурно-историческому коду российской цивилизации;
отсутствие убедительных примеров гражданственности и патриотизма со
стороны людей, обладающих властью и деньгами; появление россиян
поколений Y и Z, живущих в эпоху массового потребления и развития
цифровых технологий, мобильных телефонов, айфонов, смартфонов,
скептически настроенных к окружающему миру, безответственных, не
умеющих подчиняться и одновременно с этим подчиняющихся моде на
что-либо4.

       Понятие «Отечество» рассматривается в данном пособии в
традиционном значении этого слова – как «страна, где родился данный
человек и к гражданам которой он принадлежит»5. Подразумевается, что
как гражданин своей страны он является носителем и транслятором
исторической памяти, с уважением относящийся к историческому
прошлому своего Отечества.

       В рассуждениях об историческом прошлом вспомним три
высказывания. Автор первого – древнеримский историк Тит Ливий (59 г.
до н.э. – 17 г. н.э.), который писал: «Мне бы хотелось, чтобы каждый
читатель в меру своих сил задумался над тем, какова была жизнь, каковы
нравы, каким людям и какому образу действий – дома ли, на войне ли –
обязана держава своим зарожденьем и ростом; пусть он далее последует
мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они
зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до
нынешних времён, когда мы ни пороков наших, ни лекарства от них
переносить не в силах. В том и состоит главная польза и лучший плод
знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода примеры в

4 См. подробнее: Семенова В. В., Фотеева Е. В. Судьбы людей: Россия XX век: биографии
семей как объект социологического исследования. – М.: Институт социологии РАН, 1996. –
426 с.; Дети перестройки стали взрослее // Российская газета. – 2007. – 6 июня; Семено-
ва В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. – М.: РОСПЭН, 2009. –
271 с.; Мирошкина М. Интерпретация теории поколений в контексте российского образо-
вания // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 6. – С. 30–35; Анипкин М. «По-
коление лишних людей»: антропологический портрет последнего советского поколения //
Неприкосновенный запас: научный журнал. – 2018. – № 117. – С. 290–308.
5 Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. В четырёх томах. Том II. Л. –
Ояловеть. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей,
1938. – С. 922.

                                               11
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18