Page 14 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 14
обрамленье величественного целого; здесь и для себя, и государства ты
найдёшь, чему подражать, здесь же – чего избегать: бесславные начала,
бесславные концы»6.
Автором второго высказывания является В. О. Ключевский (1841–
1911), предупреждавший в свое время: «Исторический закон – строгий
дядька незрелых народов и бывает даже их палачом, когда их глупая
детская строптивость переходит в безумную готовность к историческому
самозабвению»7. Это мнение представляется особо значимым в
современную эпоху, когда переписывается история, ломаются отношения
между близкими друг другу народами, фальсифицируется смысл
исторических событий, предаются забвению деяния людей, доказавших
свое право на достойное место в учебниках истории.
Приведем также мнение нашего соотечественника Д. С. Лихачёва,
утверждавшего, что «история приучает ценить современность как
результат тысячелетних усилий, подвигов, а иногда и мученичества наших
предков», что она «показывает, сколько ошибок было совершено в
прошлом... воспитывает чувство ответственности перед будущим»8.
Суммируя мнение этих людей, живших в разные времена и в разных
странах, можно сделать актуальные для процесса гражданско-
патриотического воспитания выводы: без глубокого знания истории, без
осмысления событий прошлого разобраться в сложном и меняющемся
мире трудно и даже невозможно; историческое забвение, беспамятство
ведет к гибели государств и народов; отношение к собственному
историческому прошлому, доминирующее в обществе, определяет его
представление о себе и задачах дальнейшего развития; на основе анализа
причин тех или иных исторических событий история учит извлекать уроки
из прошлого и не повторять ошибок.
Школа как институт гражданско-патриотического воспитания несет
на себе груз ответственности за будущее страны, так как именно здесь
более всего дети знакомятся со страницами истории своей страны и
родного края, усваивают нравственные нормы, учатся уважительному
отношению к деяниям предков, включаются в активную преобразующую
деятельность. Именно педагоги не только рассказывают на уроках, но и
показывают детям прошлое и настоящее страны, организуя походы в
музеи, на выставки и предприятия, экскурсии по городу, встречи с
6 Ливий Тит. История от основания Рима // Историки античности. Т. 2. Древний Рим / Сост.
и прим. М. Томапшевской. – М.: Правда, 1989. – С. 52.
7 Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ.
ст. и прим. В. А. Александрова. – М.: Правда, 1990. – С. 554.
8 Лихачёв Д. С. Раздумья о России. – СПб.: Изд-во Logos, 2001. – С. 451.
12