Page 154 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 154

Основные пункты        Алгоритм деятельности                       Пояснения
анализа документа            обучающихся
                                               националистическими
Стилистические      сравнение систем цен-     национал-социалистическими
особенности        ностей                      гуманистическими
                                               религиозными и др.
Уровень эмоци-      анализ стилистических    Позволяет более точно определить вид
ональности         особенностей текста        документа, время его написания, авто-
                                              ра и т. д.
Возможность         высокий                  Текст:
сравнения           средний                   официальный
с другими доку-     низкий                    пропагандистский
ментами (репре-                                агитационный
зентативность)      сравнение документов,     публицистический
                   рассматривающих одну и      академический
Историческое       ту же проблему с разных     художественный
значение           позиций                     разговорный (обыденный)
                    выделение критериев      Эмоциональный фон в значительной
                   сравнения                  степени влияет на объективность до-
                    вычленение общего и      кумента, чем выше эмоциональность
                   отличного                  документа, тем более он субъективен
                    определение места дан-   Расширяется исторический кругозор,
                   ного документа в истории   развиваются навыки сравнения, накап-
                    определение значения     ливается исторический материал для
                   документа для современ-    возможной исследовательской работы
                   ников                      и т. д.
                    определение места до-
                   кумента для исследовате-   Возможно значение документа для
                   лей истории войны          развития международных отношений
                                              (Декларация Объединённых Наций),
                                              сплочения граждан страны (речь
                                              И. В. Сталина 3 июля 1941 г.), мобили-
                                              зации сил на производство техники и
                                              вооружений (указ Президиума Верхов-
                                              ного Совета СССР о мобилизации на
                                              производстве, 26 декабря 1941 г.),
                                              подъёма духа советских людей на
                                              фронте и в тылу (публикации в газетах)
                                              и т. д.
                                              Значение документа для опровержения
                                              фальсификаций и др.

       Как уже говорилось ранее, письменные исторические источники
разделяют на формализованные, частично формализованные и нарратив-
ные (см. ранее). В данном разделе мы рассмотрим наиболее часто исполь-

                   152
   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159