Page 151 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 151
подкреплены доказательствами в виде документов, причём точно проци-
тированных и не вырванных из контекста.
Ниже предлагаются два варианта анализа исторического источника:
общий (табл. 14) и конкретизированный к определённому виду докумен-
тов (табл. 15).
Таблица 14
Примерный алгоритм общего анализа документа
по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн366
Основные пункты Алгоритм деятельности Пояснения
анализа документа обучающихся
Автор(ы) страна проживания
определение (характе- занятие
Название ристика) автора документа должность
политические взгляды
Год появления предположение о со- труды, в которых отражены взгляды
держании документа на К примеру: договор о ненападении
Вид документа основании его названия между СССР и Германией 23 августа
определение объектной 1939 г.
Историческая области, объекта и пред- Объектная область: отношения между
обстановка, в мета документа СССР и Германией.
Объект: договор 23 августа 1939 г.
фиксирование даты Предмет: официальная часть / секрет-
в случае если источник ный протокол
не датирован, необходимо прежде всего, могут быть недатиро-
сделать предположение о ванными фронтовые письма или замет-
времени его появления ки из периодической печати, на кото-
(используя знания по ис- рых не указаны выходные данные газе-
тории) ты и журнала
определение вида доку-
мента Виды документа (табл. 15).
определение первично- Первичный документ – документ, отно-
сти или вторичности до- сящийся к конкретной исторической
кумента эпохе и носящий оригинальный характер.
Вторичный документ – источник, в
Характеристика периода котором описываются материалы и
появления документа: документы, носящие оригинальный
характер
Данный вид работы необходим в том
случае, если рассматриваемые в доку-
366 Идея алгоритма анализа документа принадлежит А. Н. Иоффе, доработано примени-
тельно к теме «Великая Отечественная война» И. С. Огоновской.
149