Page 152 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 152
Основные пункты Алгоритм деятельности Пояснения
анализа документа обучающихся
которой появил- менте события и написание самого
ся документ во время Второй миро- документа не совпадают по времени.
Адресат вой войны Данный вид работ интересен, в частно-
период холодной войны сти, в связи с попытками фальсифика-
Цели и задачи 1990-е гг. ции истории (см. далее)
документа 2000–2010-е гг.
определение круга лю- Определение адресата поможет более
Факты дей, к которым обращён точно определить цель и задачи доку-
документ мента.
определение круга лю- К примеру, приказ № 227 обращён ко
дей, на которых рассчитан всем военнослужащим Красной Армии,
документ но прежде всего – к «паникёрам» и
«трусам»
разделение цели и задач
на официальные и факти- Цель носит стратегический, а задачи –
ческие, главные и побоч- тактический характер.
ные К примеру, выступление
В. М. Молотова по радио 22 июня
Разделение фактов на: 1941 г.
правдивые Официальная цель: проинформировать
вымышленные советских людей о начавшейся войне.
сомнительные Неофициальная цель: убедить совет-
Отделение фактов от субъ- ских людей в том, что в ближайшее
ективных мнений и сужде- время враг будет изгнана с территории
ний. страны.
Мнение – точка зрения на Главная цель: показать захватнический
проблему (я думаю, что…; характер войны со стороны Германии,
возможно, что…) отказавшейся от соблюдения договора
Суждение – оценочное о ненападении, и миролюбивый харак-
мнение (я твёрдо уверен, тер советской внешней политики.
что…) Побочные цели: показать провокации
со стороны Финляндии и Румынии,
подчеркнуть общность интересов со-
ветских и немецких крестьян, рабочих
и интеллигенции и др.
Для определения правдивости фактов
необходимо:
привести доказательства
обратиться к другим источникам,
подтверждающим или опровергающим
указанные факты;
выявить степень субъективности
автора
150