Page 152 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 152

Основные пункты        Алгоритм деятельности                       Пояснения
анализа документа            обучающихся
которой появил-                               менте события и написание самого
ся документ         во время Второй миро-    документа не совпадают по времени.
Адресат            вой войны                  Данный вид работ интересен, в частно-
                    период холодной войны    сти, в связи с попытками фальсифика-
Цели и задачи       1990-е гг.               ции истории (см. далее)
документа           2000–2010-е гг.
                    определение круга лю-    Определение адресата поможет более
Факты              дей, к которым обращён     точно определить цель и задачи доку-
                   документ                   мента.
                    определение круга лю-    К примеру, приказ № 227 обращён ко
                   дей, на которых рассчитан  всем военнослужащим Красной Армии,
                   документ                   но прежде всего – к «паникёрам» и
                                              «трусам»
                    разделение цели и задач
                   на официальные и факти-    Цель носит стратегический, а задачи –
                   ческие, главные и побоч-   тактический характер.
                   ные                        К примеру, выступление
                                              В. М. Молотова по радио 22 июня
                   Разделение фактов на:      1941 г.
                    правдивые                Официальная цель: проинформировать
                    вымышленные              советских людей о начавшейся войне.
                    сомнительные             Неофициальная цель: убедить совет-
                   Отделение фактов от субъ-  ских людей в том, что в ближайшее
                   ективных мнений и сужде-   время враг будет изгнана с территории
                   ний.                       страны.
                   Мнение – точка зрения на   Главная цель: показать захватнический
                   проблему (я думаю, что…;   характер войны со стороны Германии,
                   возможно, что…)            отказавшейся от соблюдения договора
                   Суждение – оценочное       о ненападении, и миролюбивый харак-
                   мнение (я твёрдо уверен,   тер советской внешней политики.
                   что…)                      Побочные цели: показать провокации
                                              со стороны Финляндии и Румынии,
                                              подчеркнуть общность интересов со-
                                              ветских и немецких крестьян, рабочих
                                              и интеллигенции и др.

                                              Для определения правдивости фактов
                                              необходимо:

                                               привести доказательства

                                               обратиться к другим источникам,
                                              подтверждающим или опровергающим
                                              указанные факты;

                                               выявить степень субъективности
                                              автора

                   150
   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157