Page 153 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 153

Основные пункты        Алгоритм деятельности                       Пояснения
анализа документа            обучающихся
Основные                                      Работа с понятиями позволяет более
понятия             разделение понятий на    точно определять время появления
                   знакомые и незнакомые      документа, характеризовать его осо-
Затронутые          повторение определе-     бенности, объяснять происходившие
проблемы           ний знакомых понятий       процессы, атрибутировать конкретные
                    предположение о воз-     события.
Основные идеи      можных смыслах нового      К примеру, появление «заградительных
(выводы, глав-     понятия                    отрядов», «штрафбатов» и «штрафрот»
ные мысли)                                    стало следствием провалившегося
Вопросы            Вычленение проблемы:       наступления по всему фронту весной
к документу или     международные отно-      1942 г.
автору             шения
                    уровень подготовки к     Проблема (от греч. – преграда, труд-
Система ценно-     войне                      ность, задача) – объективно возникаю-
стей (идеоло-       соотношение сил          щий в ходе развития познания вопрос
гия), отражённая    планы сторон и их реа-   или целостный комплекс вопросов,
в документе        лизация                    решение которых представляет суще-
                    причины отступления      ственный практический или теоретиче-
                   Красной Армии              ский интерес.
                    материально-             К примеру:
                   техническое обеспечение
                   Красной Армии               в очерке Ильи Эренбурга «Патрио-
                    профессионализм ко-      тизм» поднимается проблема воспита-
                   мандиров                   ния молодёжи, ненависти немецкой
                    и другие                 молодёжи к «неполноценным» людям,
                                              проблема уничтожения национальных
                    устное или письменное    культур и др.
                   оформление выводов
                                               в приказе Г. К. Жукова от 27 января
                    постановка уточняющих    1942 г. поднимается проблема ответ-
                   или полемических вопро-    ственности командиров дивизий за
                   сов                        потери в личном составе

                    выделение ценностных     Выводы могут касаться:
                   систем
                    формулирование при-       общего содержания документа
                   знаков ценностной системы
                                               характера документа

                                               противоречий документа

                                              Варианты:

                                               реально ли было выполнить приказ
                                              в тех условиях?

                                               почему вы написали именно об
                                              этом событии?

                                               можно ли считать данные, приве-
                                              дённые в этом документе, объектив-
                                              ными

                                               и другие

                                              Ценностные системы могут быть:

                                               либеральными

                                               коммунистическими

                                               социал-демократическими

                   151
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158