Page 139 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 139
Вид фальсификаций Причины фальсификаций
Неосознанные
антрепренёрство (стремление некоторых историков
браться за решение любых познавательных задач и искажать
полученные результаты в угоду заказчика – государства,
этнических групп и др.);
нашествие «околонаучного» маргинала (появление в
сообществе историков-дилетантов без специальной профес-
сиональной подготовки, но жаждущих признания и претен-
дующих на «переворот» в исторической науке
Внешние:
ослабление или отсутствие методологического кон-
троля со стороны академических сообществ за производ-
ством исторических знаний.
Внутренние:
отсутствие профессионализма у субъектов историче-
ского познания, издержки их профессиональной культуры
Современный философ А. В. Лубский пишет о том, что субъекты,
занимающиеся фальсификацией в области исторического познания, ис-
пользуют целый ряд способов фальсификации:
в работе с историческими источниками, направленной на полу-
чение эмпирической информации:
o подделка исторических источников;
o получение эмпирической информации из недостоверных ис-
точников;
o нарушение процедур критики исторических источников;
o выборочное использование исторических источников;
в интерпретации эмпирической информации и процедурах уста-
новления исторических фактов, исторического описания, понимания и
объяснения:
o отбор подходящих свидетельств;
o игнорирование «неугодных» фактов;
o «игра в примеры»;
o презентизм и превращение историка в «пророка, предсказы-
вающего назад» (осовременивание исторического прошлого,
представление его в адекватных современности образах и по-
нятиях, восприятие исторического времени с позиции настоя-
щего, распространение настоящего на прошлое);
o использование неадекватных объяснительных конструктов;
в производстве исторических знаний:
o подмена источников эмпирической информации метафориче-
скими суждениями;
137