Page 139 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 139

Вид фальсификаций                              Причины фальсификаций
  Неосознанные
                       антрепренёрство (стремление некоторых историков
                   браться за решение любых познавательных задач и искажать
                   полученные результаты в угоду заказчика – государства,
                   этнических групп и др.);

                       нашествие «околонаучного» маргинала (появление в
                   сообществе историков-дилетантов без специальной профес-
                   сиональной подготовки, но жаждущих признания и претен-
                   дующих на «переворот» в исторической науке

                   Внешние:

                       ослабление или отсутствие методологического кон-
                   троля со стороны академических сообществ за производ-
                   ством исторических знаний.

                      Внутренние:

                       отсутствие профессионализма у субъектов историче-
                   ского познания, издержки их профессиональной культуры

       Современный философ А. В. Лубский пишет о том, что субъекты,
занимающиеся фальсификацией в области исторического познания, ис-
пользуют целый ряд способов фальсификации:

        в работе с историческими источниками, направленной на полу-
чение эмпирической информации:

           o подделка исторических источников;
           o получение эмпирической информации из недостоверных ис-

               точников;
           o нарушение процедур критики исторических источников;
           o выборочное использование исторических источников;

        в интерпретации эмпирической информации и процедурах уста-
новления исторических фактов, исторического описания, понимания и
объяснения:

           o отбор подходящих свидетельств;
           o игнорирование «неугодных» фактов;
           o «игра в примеры»;
           o презентизм и превращение историка в «пророка, предсказы-

               вающего назад» (осовременивание исторического прошлого,
               представление его в адекватных современности образах и по-
               нятиях, восприятие исторического времени с позиции настоя-
               щего, распространение настоящего на прошлое);
           o использование неадекватных объяснительных конструктов;

        в производстве исторических знаний:
           o подмена источников эмпирической информации метафориче-
               скими суждениями;

                   137
   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144