Page 142 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 142

Предмет и способ       Пример фальсификации    Опровержение
         фальсификации
                         освободивших концентра-      В. Суворов предполагает,
Плакат И. Тоидзе «Роди-  ционный лагерь» (2008)342
на-мать зовёт»                                        что плакат Тоидзе призы-
                         «А Ираклию Тоидзе повез-
Способ фальсификации:    ло – его плакат (может, во-  вает в наступательной
искажение даты создания  преки авторскому замыслу)
плаката и его содержа-   получился универсальным:     войне, однако известно, что
тельной направленности   «Родина-мать зовет». А куда
                         зовет, он не написал. Пото-  художник написал этот
                         му его плакат подошел и к
                         оборонительной войне. По-    плакат в конце июня 1941 г.
                         тому плакат Тоидзе и прика-
                         зали расклеить по стране»    По собственному призна-
                         (Суворов В. День М)
                                                      нию художника, идея со-

                                                      здания собирательного

                                                      образа матери, призываю-

                                                      щей на помощь своих сы-

                                                      новей, пришла ему в голову

                                                      совершенно  случайно.

                                                      Услышав первое сообще-

                                                      ние Совинформбюро о

                                                      нападении   нацистской

                                                      Германии на СССР, супру-

                                                      га Тоидзе вбежала к нему в

                                                      мастерскую с криком

                                                      «Война!». Художник был

                                                      поражён выражением её

                                                      лица, которое и изобразил в

                                                      дальнейшем на плакате343

       Историк Ю. А. Никифоров обращает внимание еще на целый ряд при-
знаков, свойственных трудам «историков-дилетантов»: научно-популярный
язык, отход от внутрицеховой полемики и апелляция к массовому читателю,
отрицание общепринятых научных концепций, раскрытие очередной «тай-
ны истории», реагирование на критику как на «мелочные придирки», обви-
нение оппонентов в «идеологической ангажированности» и перекладывание
на них бремени доказательств, «широкая «реклама» своих трудов в сред-
ствах массовой информации и др. По его мнению, термин «фальсификация»
несёт дополнительную смысловую нагрузку, предполагает сознательный
отказ от стремления к истинному описанию прошлого: «Для фальсификато-
ра главными оказываются вненаучные цели: внушение читателю каких-то
идеологических или политических идей, пропаганда определённого отно-

342 Обаме напомнили, что Освенцим освободили не американские солдаты [URL]. Режим
доступа: https://ria.ru/20080528/108633033.html (дата обращения: 12.05.2020).
343 Макушин Р. Женское лицо войны. История создания плаката «Родина-мать зовёт! //
АИФ. – 2004. 17 марта.

                                              140
   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147