Page 137 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 137

ные, письменные. В нашем случае речь идет о последних, которые, в свою
очередь, объединяются в несколько групп331:

        формализованные, то есть источники, обладающие чётко выра-
женной структурой информации: анкеты, первичные статистические фор-
мы, учётные документы (применительно к теме данного пособия – это ан-
кеты военнослужащих, приказы, директивы, красноармейские книжки,
наградные листы и др.);

        частично формализованные – источники, структура которых
имеет общие элементы, но менее чётко выраженные в отличие от форма-
лизованных (делопроизводственная документация, заявления, жалобы,
письма и т.п.);

        неформализованные (нарративные) документы, объём, структура
и содержание которых могут существенно отличаться (мемуары и дневни-
ки, периодическая печать, научная и художественная литература и т. д.).

       Процесс исторического познания имеет свою специфику, которая
заключается в следующем:

        познающий историческую действительность имеет дело с отчуж-
дённым продуктом деятельности людей, живших в прошлом;

        субъект (исследователь) и объект (историческая действитель-
ность) познания, как правило, очень далеки друг от друга в историческом
времени и посредником между ними выступает исторический источник;

        исследователь смотрит на прошлое как бы «свысока», «сверху»,
он знает результат процесса, а автор исторического источники видел этот
процесс, событие, явление изнутри, из собственного настоящего;

        субъект познания осуществляет интерпретацию источника в
настоящем времени, поэтому к интерпретируемому прошлому добавляет-
ся также интерпретируемое настоящее; именно поэтому, по мнению рос-
сийского философа А. В. Лубского одни и те же события прошлого могут
быть изложены исследователями как нарративные источники героическо-
го, трагического, сатирического или оптимистического характера332.

    В процессе исторического познания исследователь всегда имеет опре-
делённую цель: «докопаться» до истины, закрыть «белые пятна», доказать
свою гипотезу, подтвердить собственную точку зрения, опровергнуть
мнение оппонентов и т. д. К сожалению, в сфере исторического познания,
возможно и такое явление, как фальсификация (лат. falsificare – подделы-
вать; подделывание чего-либо; искажение, подмена чего-либо подлинного

331 Теория и методология исторической науки. – С. 253, 254.
332 Там же. – С. 187.

                                              135
   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142