Page 144 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 144

Объектом исторической интерпретации могут быть: исторический
факт, устанавливаемый путем критики исторического источника; истори-
ческий источник как продукт культуры347. Процесс работы исследователей
с источниками по предыстории и истории Великой Отечественной войны
наглядно показывает, что их историческая интерпретация возможна с не-
скольких позиций:

        критики непосредственно исторического источника (подлин-
ность, достоверность)348;

        интерпретации условий (выяснение исторического контекста
установленных в процессе исследования фактов);

        психологической интерпретации (выявления волевых актов, по-
родивших исследуемую ситуацию);

        интерпретации идей (объяснения нравственных оснований воле-
вых актов)349.

       В качестве примера возможности исторической интерпретации
можно привести договор о ненападении между СССР и Германией от
23 августа 1939 г. Так, осуществляя критику данного исторического ис-
точника на предмет подлинности, некоторые историки считают секретный
протокол к нему подделкой, приводя свою систему доказательства
(А. Север, А. Б. Мартиросян, В. А. Сидак, Ю. В. Емельянов, А. А. Кунгу-
ров и др.).

       Фальсификации истории Великой Отечественной войны были ши-
роко распространены на Западе, но до распада Советского Союза не рож-
дались на собственной территории нашей страны. Перестроечные процес-
сы, широкое обсуждение на политическом и общественном уровне не до-
говора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., а
именно «пакта Молотова – Риббентропа» (автор пособия согласен с мне-
нием, что данная формулировка изначально придает договору негативный
политический смысл), создание комиссии по политической и правовой
оценке этого документа в 1989 г. (председатель А. Н. Яковлев) и её выво-
ды о том, что секретный протокол к этому договору был «противоправ-
ным», а затем и распад СССР, открыли ящик Пандоры. В общий хор обли-
чения советского государства со стороны стран Прибалтики влились голо-
са представителей других республик, а также и самих россиян.

       Первой «ласточкой» в этом направлении стали труды бывшего офи-
цера Главного разведывательного управления Вооружённых Сил СССР,

347 Теория и методология исторической науки. – С. 139.
348 Там же. – С. 239.
349 Там же. – С. 139.

                                              142
   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149