Page 136 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 136

 вычислить процентное соотношение потерь противников;
        посчитать общее количество безвозвратных потерь РККА;
        и др.

                       3.2. «Неправда калечит наши души».
  Фальсификации исторического познания как инструмент подмены

              сути исторических событий, процессов и явлений

                                                         Неправда калечит наши души,
                                           но ещё больше – души наших правнуков.

                                                                                         М. И. Петров,
                                                                                        ветеран войны

       Предметом нашего внимания в данном разделе являются фальсифи-
кации истории Великой Отечественной войны, а, следовательно, и фаль-
сификации этого события как составной части Второй мировой войны.
Само слово «фальсификация» звучит как-то слишком громко, но в практи-
ке исторического познания с фактом фальсификации приходится сталки-
ваться.

       Чтобы разговор был предметным, разберёмся первоначально с поня-
тием «историческое познание» (лат. factum – сделанное, свершившееся),
под которым подразумевается процесс поиска, установления и интерпре-
тации исторических фактов328, под которыми, в свою очередь, подразуме-
ваются реальные события прошлого, отдельные фрагменты действитель-
ности, конкретной ситуации329. В процессе исторического познания иссле-
дователь интериоризирует (пропускает через себя, присваивает) историче-
скую информацию о предмете познания, превращает её в историческое
знание и затем экстериоризирует – воспроизводит и передаёт это истори-
ческое знание в социокультурных коммуникациях.

       Объектом исторического познания является историческая действи-
тельность (прошлое), оставившая свои считываемые «следы» в виде исто-
рических источников, которые выступают основой для исторической ре-
конструкции. Исторические источники, как известно, – это продукты
культуры, объективированный результат творческой активности челове-
ка330. Традиционно их разделяют на устные, вещественные, аудиовизуаль-

328 Теория и методология исторической науки. – С. 186.
329 Огоновская И. С. История России. – С. 14.
330 Теория и методология исторической науки. – С. 199.

                                              134
   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141