Page 136 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 136
вычислить процентное соотношение потерь противников;
посчитать общее количество безвозвратных потерь РККА;
и др.
3.2. «Неправда калечит наши души».
Фальсификации исторического познания как инструмент подмены
сути исторических событий, процессов и явлений
Неправда калечит наши души,
но ещё больше – души наших правнуков.
М. И. Петров,
ветеран войны
Предметом нашего внимания в данном разделе являются фальсифи-
кации истории Великой Отечественной войны, а, следовательно, и фаль-
сификации этого события как составной части Второй мировой войны.
Само слово «фальсификация» звучит как-то слишком громко, но в практи-
ке исторического познания с фактом фальсификации приходится сталки-
ваться.
Чтобы разговор был предметным, разберёмся первоначально с поня-
тием «историческое познание» (лат. factum – сделанное, свершившееся),
под которым подразумевается процесс поиска, установления и интерпре-
тации исторических фактов328, под которыми, в свою очередь, подразуме-
ваются реальные события прошлого, отдельные фрагменты действитель-
ности, конкретной ситуации329. В процессе исторического познания иссле-
дователь интериоризирует (пропускает через себя, присваивает) историче-
скую информацию о предмете познания, превращает её в историческое
знание и затем экстериоризирует – воспроизводит и передаёт это истори-
ческое знание в социокультурных коммуникациях.
Объектом исторического познания является историческая действи-
тельность (прошлое), оставившая свои считываемые «следы» в виде исто-
рических источников, которые выступают основой для исторической ре-
конструкции. Исторические источники, как известно, – это продукты
культуры, объективированный результат творческой активности челове-
ка330. Традиционно их разделяют на устные, вещественные, аудиовизуаль-
328 Теория и методология исторической науки. – С. 186.
329 Огоновская И. С. История России. – С. 14.
330 Теория и методология исторической науки. – С. 199.
134