Page 217 - Тыл - фронту
P. 217

кие исторические факты они указывают? Историки справедливо
предостерегают от абсолютизации статистической информации,
подчеркивая, что «статистический источник нужно привлекать к
работе только в сочетании с другими видами источников, и всег-
да должна проводиться проверка его достоверности. Также важно
принимать во внимание, кто, где и когда создал статистическую
информацию, с какой целью и с помощью каких источников».184

   Еще одним источником выступают визуальные материа-
лы  – фотографии и произведения изобразительного искусства.
Безусловно, анализ фотографии или репродукции картины как
визуального источника принципиально иной, нежели их искус-
ствоведческий анализ. В последнем случае акцентируются именно
эстетические свойства произведения, их содержательная и худо-
жественная сторона. Однако, на наш взгляд, работа с визуальным
материалом создает эмоциональный фон для восприятия исто-
рических событий, развивает в обучающихся такие качества, как
внимательность (рассматривание отдельных элементов), учит со-
средоточению, формирует рефлексивное отношение к визуальной
продукции.

   При анализе визуального источника можно последовательно
задавать вопросы, которые помогут раскрыть внутренние смыс-
лы изображения. Для этого мы рекомендуем обратиться к педаго-
гической технологии «Образ и мысль», как наиболее адекватной
решаемым задачам.185 Технология предполагает определенную по-
следовательность в задавании вопросов:

   1. Что привлекает внимание на фотографии/картине/плакате?
   2. Что происходит на этой фотографии/картине/плакате?
   3. Что за люди изображены на фотографии/картине/плакате?
   4. Что вы можете сказать о месте, где происходит действие, за-
печатленное на фотографии / изображенное на картине?

184 Как работать со статистикой? // Портал «Уроки истории. ХХ век». URL: https://
urokiistorii.ru/article/2227
185 Подробнее о технологии «Образ и мысль» см. в нашей статье: Мурзина И. Я.
Технология «Образ и мысль» в преподавании гуманитарных дисциплин // Чело-
век в мире культуры. – 2015. – № 4. – С. 50–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.
asp?id=26111255

                                        216
   212   213   214   215   216   217   218   219   220   221   222