Page 215 - Тыл - фронту
P. 215

2) выяснить его информационные возможности, для ответов на
какие вопросы он может быть привлечен в историческое иссле-
дование, какие темы представляется возможным изучить на его
основе;

   3) дать оценку источнику с точки зрения его научно-познава-
тельной ценности.182

   В. В. Вяземским и О. Ю. Стрелковой предложен многоуровне-
вый подход к анализу исторических документов, который рас-
крывается через умение читателя/интерпретатора исторического
документа задавать «вопросы»:

   к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помога-
ют установить личность автора документа, время, место и обстоя-
тельства его создания, а также определить вид данного источника.
Условно мы называем этот уровень «паспортизацией» (или атри-
буцией) документа;

   вопросы второго уровня направлены на «выборочное чтение»
источника и «работают» с информацией, «лежащей на поверх-
ности текста». Условно называемые историко-логическими, эти
вопросы задают исследователю определенный угол зрения для
выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т. е.
фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и след-
ствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суж-
дений по поводу этих фактов и иных интерпретаций историческо-
го прошлого;

   вопросы третьего уровня выводят в сферу аксиологическо-
го анализа документа. В отличие от вопросов двух предыдущих
уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных
установок, норм и традиций народов, относящихся к разным
культурам, исторических деятелей или социально-политических
организаций, которые представлены в документе, а также с изуче-
нием ценностных установок самого автора документа;

   вопросы четвертого уровня представляют собой критику
источника. На этом этапе работы с документом школьники под-
вергают сомнению его достоверность, пытаются объяснить моти-

182 Русина Ю. А. Методология источниковедения : [учеб. пособие] / Ю. А. Русина ;
М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург :
Изд-во Урал. ун-та, 2015. – С. 193.

                                        214
   210   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220